Закрепились на Кавказе

Дмитрий Медведев подписал указ о признании Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами. Стороны приступили к вопросам о военных базах и гражданстве

Президент России в телеобращении заявил, что Россия с 1991 г. исходила из признания территориальной целостности Грузии, но грузинское руководство сорвало переговоры. МИДу поручено установить дипломатические отношения с обеими республиками и подготовить договоры с ними. От МИДа зависит, сколько уйдет времени на подготовку документов, говорит кремлевский чиновник. МИД ничего не комментирует.

Медведев призвал другие страны признать республики (о международной реакции – см. стр. А2). В Кремле пока нет информации, кто готов это сделать. Источник в правительстве России полагает, что страны Запада в качестве ответной меры могут попытаться выгнать Россию из «восьмерки».

Кроме гуманитарного и политического существует аспект безопасности – при поддержке США Грузия усилилась и потребовалась система взаимного сдерживания, объясняет бывший начальник управления администрации президента по СНГ Модест Колеров: теперь эти дружественные России республики станут участниками «платформы безопасности» на Кавказе. С идеей такой платформы в составе России, республик Закавказья, Турции и, возможно, Ирана выступила Турция, сообщил Колеров.

Пока соглашения России с Южной Осетией и Абхазией не подписаны, Минобороны обеспечит поддержание мира, следует из указа президента. Миротворцы остаются, подчеркивает сотрудник кремлевской администрации, а размещение военных баз зависит от желания Южной Осетии и Абхазии.

«Если Абхазия и Южная Осетия обратятся за гарантиями безопасности, это будет немедленно рассмотрено руководством России», – уверен постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. Председатель комитета Думы по международным делам Константин Косачев уверен: российские базы в Абхазии и Южной Осетии появятся.

Официальный представитель палестинского движения «Хамас» Айман Таха видит в признании независимости Абхазии и Южной Осетии прецедент, который дает надежду всем угнетенным народам (цитата по «РИА Новости»): «Мы, палестинцы, тоже добиваемся признания наших прав, главное из которых право на независимое государство. Рассчитываем, что решение Москвы станет началом признания народов, которые ведут борьбу за свободу и справедливость».

Рогозин советует республикам использовать опыт Косова – вступать в международные неправительственные и спортивные организации.

Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что Косово должно было бы признать независимость республик одним из первых, но ему этого не позволят: край находится под контролем США. Постпред России при ООН Виталий Чуркин заверил, что и Россия не станет признавать независимость Косова.

После провозглашения независимости Косова, считает Колеров, изменился сам формат международного признания. К примеру, Турция – единственное государство, признающее Республику Северный Кипр, а паспорта граждан этой республики признают еще США, Франция и Великобритания: даже в редуцированном признании достаточно механизмов суверенитета.

Председатель комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадим Густов надеется, что независимость Абхазии и Южной Осетии признают страны, которые в 2003 г. подписали соглашение о миротворческих силах в зоне грузино-абхазского конфликта: Киргизия, Таджикистан, Белоруссия, Казахстан, Армения и Азербайджан.

Тема признания независимости Абхазии и Южной Осетии будет затронута завтра на саммите Шанхайской организации сотрудничества, обещает сотрудник администрации президента.

После признания независимости Южной Осетии и Абхазии их жители, имеющие российский или грузинский паспорт, обретут двойное гражданство, считает депутат Госдумы Арсен Фадзаев, это потребует внесения поправок в законодательство. (Сейчас в новопризнанных республиках российских граждан около 90%.) Закон о гражданстве России этого не запрещает: Латвия выдает паспорта жителям Пыталовского района Псковской области, Эстония – жителям Печорского района, приводит пример президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий: ограничения могут возникнуть лишь для претендентов на государственные должности.