Льготы в деталях

Отмена моратория на льготный режим для производителей автокомплектующих ускорит развитие автомобильного кластера в Петербурге и Ленобласти, надеются участники рынка
Е.Кузьмина

Министерства экономики и промышленности планируют выпустить совместный приказ о продлении сроков приема заявок от производителей автокомплектующих по работе в режиме промышленной сборки, рассказал на прошлой неделе директор департамента автомобильной промышленности Минпромторговли Алексей Рахманов. Это подтвердил и чиновник Минэкономразвития. Заявки на работу в льготном режиме (см. врез) правительство прекратило принимать 30 октября 2007 г. По словам Рахманова, пока льготы получат компании, уже подписавшие с Минэкономразвития меморандумы о намерениях и не успевшие заключить соглашения. Таких около 50. В том числе Hyundai Mobis, которая только планирует построить завод на одной площадке с Hyundai Motor. Он будет выпускать рамы, шасси, детали корпуса. Инвестиции – $100 млн. Для Hyundai Mobis получение льгот – одна из важных составляющих проекта, говорит представитель компании.

Отмена моратория на промсборку стимулирует приход производителей комплектующих в Петербург, уверен первый зампредседателя комитета экономики, промышленной политики и торговли петербургской администрации Сергей Фивейский. По его словам, администрация уже рассматривает большое количество заявок от компаний, которые хотят построить в Петербурге предприятия по выпуску комплектующих. Назвать их чиновник отказался.

Возможность беспошлинно ввозить комплектующие может стать решающим аргументом при принятии решения о строительстве завода, поскольку позволит снизить затраты, считает руководитель российского представительства Tenneco Дмитрий Осипов. Пошлина на готовое автокресло составляет 20%, а затраты на его транспортировку из Западной Европы – около 10% от стоимости, поэтому льготы критичны для выпуска таких комплектующих, говорит руководитель автомобильной практики A.T. Kearney Евгений Богданов.

Петербург стал очень привлекательным для производства компонентов, констатирует президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов Сергей Бодрунов. Здесь появился потребитель и с точки зрения логистики город находится в более выигрышном положении по сравнению с другими регионами, объяснил он. На каждый доллар, вложенный в автопроизводство, приходится $2–3 инвестиций в выпуск компонентов, оценивает Богданов. Автоконцерны вложат в петербургские заводы примерно $1 млрд, следовательно, можно ожидать, что производители комплектующих потратят на создание своих производств $2–3 млрд, говорит он.

Ford заинтересован в закупках комплектующих у российских поставщиков для увеличения уровня локализации, говорит менеджер по связям с общественностью Ford в России Екатерина Кулиненко. Но компания прежде всего обращает внимание не на местоположение производства поставщика, а на соотношение цены и качества, подчеркивает она.

Тормозом на пути льгот стали таможенные органы, говорит юрист, консультирующий одного из производителей комплектующих, таможня очень медленно согласовывает списки компонентов и зачастую производителю приходится с трудом доказывать право на льготы. В пресс-службе ФТС отказались от комментариев. Высокопоставленный сотрудник СЗТУ говорит, что зачастую ввозимые комплектующие не подпадают ни под одну из льготных категорий.

Заводы комплектующих будут строиться здесь и без льгот, но только тогда, когда объем выпуска автомобилей в регионе превысит 200 000 штук в год, полагает Бодрунов. Это порог рентабельности для большинства деталей, которые можно выпускать здесь. На мощность 200 000 машин в год заводы Toyota, Nissan, GM, Suzuki и Hyundai выйдут к 2011 г.