Запахло кризисом

Две крупнейшие парфюмерно-косметические сети на прошлой неделе начали скидочные акции. Виноваты кризис и конкуренция, которая обострилась после ухода с петербургского рынка «Арбат престижа»
Е.Кузьмина

Рив Гош» объявила о 30–40%-ных скидках на большинство товаров. Компания начала скидочную акцию в четверг, рассказала гендиректор «Рив Гош» Лариса Карабань. По ее словам, это запланированная акция, направленная на увеличение продаж в петербургских магазинах «Рив Гош». По прогнозам Карабань, оборот вырастет на 50%.

В пятницу акция «скидка 40% за два товара» началась в магазинах «Л’Этуаль». Она не распространяется на Chanel, Christian Dior, Guerlain и некоторые другие селективные марки. В сентябре компания провела аналогичную акцию по всей России, кроме Москвы и Петербурга. В компании «Алькор», которой принадлежит сеть, отказались от комментариев.

Карабань уверяет, что скидочная акция ее компании не связана с кризисом. «У «Рив Гош» не очень высокая долговая нагрузка, которая выплачивается по плану. Просто в этом году мы решили чуть раньше стимулировать потребительский спрос перед Новым годом», – объясняет она. Размер долговой нагрузки и оборот сети она не называет. В прошлом году выручка сети составила больше $300 млн.

По словам члена правления российской парфюмерно-косметической ассоциации Анны Дычевой-Смирновой, обычно скидочные акции сети начинали перед Новым годом, стимулируя предпраздничный спрос. В этом году финансовый кризис заставил ритейлеров активизироваться раньше привычного для них времени. «Большинство компаний развиваются на кредиты. Кредиты нужно отдавать, компании хотят превратить товар в деньги. Их цель – увеличить поток покупателей и оборачиваемость товара», – рассуждает Дычева-Смирнова.

«Кризис заставляет ритейлеров активнее вести себя на рынке. Люди будут осторожно относиться к серьезным покупкам – квартирам или машинам, но не станут экономить на мелочах типа косметики», – добавляет гендиректор консалтинговой компании IL-Brand Лола Иконникова.

По словам эксперта, сети активно борются за покупателя. В этом году «Л’Этуаль» существенно увеличила рекламный бюджет. Летом сеть, по данным исследовательской компании «Эспар-аналитик», держалась на первом месте среди коммерческих рекламодателей, которые размещали наружную рекламу. Досрочная скидочная кампания, говорит Иконникова, также может быть связана с усилением конкуренции.

Этим летом закрылись последние восемь петербургских магазинов «Арбат престиж». Московская сеть вышла на местный рынок в 2005 г., после этого между ритейлерами начались ценовые войны. Сети регулярно выступали со специальными предложениями, активно раздавали скидочные карты. Меньше чем за два года «Арбат престиж» довел число магазинов в Петербурге до 26, почти догнав лидеров рынка и заняв, по оценкам экспертов, до 20% петербургского рынка.

Со времени ухода «Арбат престижа» рынок Петербурга развивался, и сейчас уровень конкуренции на нем не ниже, чем три года назад, говорит Иконникова.

Усиление конкуренции сыграло свою роль, считает гендиректор консалтинговой компании «Торговые решения» Алексей Крамарев. Он отмечает, что темпы роста рынка могли не оправдать надежд ритейлеров. В этом случае компании вынуждены тратить больше денег на сохранение доли рынка, они начинают действовать по принципу магазинов модной одежды, которые устраивают сезонные распродажи.

Петербургский рынок, по данным экспомедиагруппы «Старая крепость», растет теми же темпами, что и российский, – на 10–12% в год. В прошлом году его оборот составил примерно $1 млрд, или около 12% от общероссийского. По данным ЭМГ «Старая крепость», темпы роста рынка в столицах снижаются примерно на 2–3% в год, потому что компании уходят на региональные рынки. В компании «Единая Европа», которой принадлежит сеть «Иль де ботэ», отказались от комментариев.