«Организатор» для Абрамовича

Инфраструктурный холдинг Романа Абрамовича пополнится двумя новыми хорошо известными по московским стройкам компаниями – «Организатором» и ПСО «Система-галс»

На прошлой неделе «Система-галс» закрыла сделку по продаже контрольных пакетов (по 51%) в двух компаниях – «Организаторе» и ПСО «Система-галс», специализирующихся на инфраструктурном строительстве, рассказал источник в «Системе». Покупателями стали миноритарные совладельцы этих компаний – Валерий Абрамсон и Артур Минц («Организатор») и Олег Никулин (ПСО «Система-галс»). Есть такая сделка; обе компании войдут в ЗАО «Инфраструктура», контролируемое Романом Абрамовичем, рассказал близкий к бизнесмену источник. По его словам, на базе «Инфраструктуры» создается холдинг по транспортному строительству. Сумму сделки никто не раскрывает. Абрамсон сейчас председатель совета директоров «Инфраструктуры», вчера он отказался комментировать сделку. С Минцем и Никулиным связаться не удалось. Представители «Системы», «Система-галс», «Организатора» отказались от официальных комментариев.

ООО «Организатор», созданное в 1995 г. Геннадием и Владимиром Муравиными, – заказчик крупнейших транспортных строек Москвы: реконструкции Московской кольцевой автодороги (МКАД), участка Третьего транспортного кольца (ТТК) от ММДЦ «Москва-сити» до Автозаводского моста, Лефортовского тоннеля. Сейчас занимается строительством Звенигородского шоссе и эстакады рядом с Павелецким вокзалом.

ЗАО «ПСО «Система-галс» создано в марте 2004 г. для оказания инжиниринговых услуг при строительстве Звенигородского шоссе, владеет блокпакетом ОАО «Сибмост». Сейчас компания участвует в строительстве Северо-Западного тоннеля (часть Звенигородского шоссе), проектировании Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье, пешеходного перехода от Нескучного сада до «Москва-сити».

Обе компании являются техническими заказчиками: организуют строительный процесс, начиная от подготовки к конкурсам по выбору подрядчиков и заканчивая сдачей готового объекта; занимаются подготовкой, согласованием и утверждением проектной документации; ведут технический надзор. Комиссионное вознаграждение технического заказчика составляет 2–4%, говорит гендиректор «Штрабага» Александр Ортенберг. На реконструкцию МКАД бюджет города потратил $3,5 млрд, на Лефортовский тоннель – $1,46 млрд, на ТТК – $5,95 млрд.

Источник в «Системе» объясняет продажу активов тем, что направление инфраструктурного строительства развивается не так активно, как хотелось бы. Выручка «Система-галс» от бизнес-направления «Управление проектами и строительством» (инфраструктура и подряд) в 2007 г. составила $28,6 млн: почти на треть меньше, чем в 2006 г. ($39,9 млн); а в первом полугодии 2008 г. – $8,1 млн, почти вдвое меньше, чем в первом полугодии 2007 г. ($14,6 млн).

Два близких к Абрамовичу источника рассказывают, что контрольный пакет (51%) ЗАО «Инфраструктура» принадлежит структурам бизнесмена, а 49% – Абрамсону. В марте этого года компания подписала контракт с немецкой Herrenknecht AG, которая построит для нее самый большой в мире горнопроходческий щит для прокладки тоннелей.

Щит диаметром 19 м способен за месяц строить 250–300 м тоннеля в два яруса, вмещающего четыре полосы автодороги и линию метро либо три полосы в каждую сторону; его стоимость эксперты оценивают в 100 млн евро.

Этот щит поможет «Инфраструктуре» стать крупнейшим подрядчиком в строительстве транспортной инфраструктуры, надеется Абрамсон. «Мы хотим создать компанию, которая будет заниматься самыми сложными инженерными проектами – от проектирования и управления до строительства», – сказал он вчера «Ведомостям». По словам Абрамсона, «Инфраструктура» планирует участвовать в строительстве Орловского тоннеля в Петербурге, ЦКАД и Четвертого транспортного кольца в Москве, в олимпийских стройках Сочи.

«Программа инвестиций в транспортное строительство России соизмерима с вложениями в этот сектор во всей Европе», – рассказывал ранее гендиректор «Трансстроя» Юрий Рейльян. Правительство приняло стратегию развития транспортной отрасли, согласно которой Россия до 2030 г. потратит на нее 170 трлн руб. Инвестиции сократятся как минимум на 30% из-за кризиса, тем не менее это огромные деньги, говорит Роман Громов, аналитик Unicredit Aton. По его словам, государство будет выделять средства на инфраструктурные проекты и в выигрыше будут те компании, которым удастся получить крупные господряды.

На что потратят государственные триллионы

Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, предоставление субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Реконструкция и строительство федеральных объектов инфраструктуры гражданской авиации. Реконструкция и строительство федеральных объектов в морских и речных портах, строительство морских и речных судов обеспечивающего флота. Реконструкция внутренних водных путей и гидросооружений на них.