Кто быстрее

За год с октября 2007 г. МТС и «Мегафон» удешевили услуги примерно на 10%, а «Вымпелком» сохранил цену на прежнем уровне. Правда, его выручка в России росла медленнее, чем у конкурентов

В России выручка МТС в III квартале 2008 г. выросла на 30% по сравнению с III кварталом 2007 г. до $2,17 млрд, «Вымпелкома» – на 23,2% ($2,04 млрд), «Мегафона» – на 29,3% ($1,93 млрд). МТС и «Мегафон» приобрели за этот период по 7,5 млн клиентов в России, а абонентская база «Вымпелкома», который с 1 января перестал учитывать клиентов, не платящих за услуги более трех месяцев (ранее – полгода), увеличилась лишь на 3,3 млн. В результате, по данным AC&M-Consulting, доля МТС (учитывающей клиентов-неплательщиков шесть месяцев) на российском рынке выросла с 32,9% до 34,5% (по числу абонентов), а доли «Вымпелкома» и «Мегафона» почти сравнялись – 25,1% и 23% (год назад – 30,4% и 20,5% соответственно). МТС не планирует менять учетную политику, говорит ее представитель Елена Кохановская: важно, сколько новых абонентов остается с компанией и какие доходы они приносят.

Средняя продолжительность разговоров абонентов «Вымпелкома» выросла меньше, чем у конкурентов, – на 9,4% (у МТС +27,5%, у «Мегафона» +19,5%). Но МТС и «Мегафону» пришлось снизить среднюю стоимость минуты (APPM) примерно на 11% – до $0,054. У «Вымпелкома» APPM, наоборот, выросла с $0,064 до $0,066. «Мы будем стимулировать рост потребления услуг, но коррекции по средней стоимости минуты не планируем», – говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая. МТС намерена увеличивать продажи и уровень пользования, предлагая более выгодные тарифы с сопутствующими дополнительными услугами, говорит Кохановская.

Операторы подошли к кризису «в хорошей форме», считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Правда, у «Вымпелкома» из-за высокой долговой нагрузки положение сложнее, добавляет аналитик: переоценка валютных обязательств может привести к снижению прибыли. В III квартале чистая прибыль «Вымпелкома» упала по сравнению с показателем годичной давности на 41,3% – в том числе из-за чистого убытка от курсовой разницы. У МТС прибыль сократилась на 21,3%, а у «Мегафона» выросла на 37,9%.