Надо тормозить

В 2008 г. «АвтоВАЗ» увеличил производство на 8,9% по сравнению с предыдущим годом. Но из-за падающих продаж в этом году автоконцерну придется, наоборот, притормаживать конвейер
Д. Гришкин

В прошлом году «АвтоВАЗ» выпустил 801 600 Lada, но продано только 728 000, рассказали «Ведомостям» в пресс-службе предприятия. В 2007 г. продажи были выше – 770 000 машин.

ОАО «АВТОВАЗ»

автоконцерн. Основные акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» – по 25% плюс 1 акция. Капитализация – 8,75 млрд руб. (ММВБ). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.): выручка – 126,627 млрд руб., чистая прибыль – 834 млн руб.

Самой популярной моделью по итогам года стала Lada 2107. Их выпущено 175 500 штук (21,9% от общего производства). Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак считает, что и в 2009 г. «семерка» останется самой популярной моделью «АвтоВАЗа». «Эта машина стоит 150 000–188 000 руб., а даже самая дешевая комплектация «Оки» – 160 000 руб.», – отмечает Пак.

По словам Пака, почти все модели «АвтоВАЗа» стоят до 350 000 руб., а покупателям автомобилей в этом ценовом сегменте правительство обещало субсидировать часть ставки по кредитам. Если обещание исполнят, «АвтоВАЗ» сможет удержать продажи на прошлогоднем уровне. В противном случае Пак прогнозирует их падение на 20%.

При таком уровне продаж «АвтоВАЗу» нужно сократить производство до 650 000 автомобилей, говорит аналитик ВТБ Елена Сахнова. По ее словам, это уровень 1998–1999 гг., когда производилось по 670 000–680 000 Lada. Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков говорит, что комфортный запас на складах – примерно 50 000 автомобилей, поэтому производство нужно сокращать не более чем на 50 000–60 000 машин от уровня 2008 г. По его мнению, этому поможет остановка конвейера: с 25 декабря по 2 февраля на «АвтоВАЗе» каникулы. Также в конце прошлого года руководство завода заявляло, что планируется выполнить февральский план лишь наполовину, выпустив 36 000–38 000 машин. Если автомобили будут плохо продаваться, возможен такой же усеченный план и в марте, считает Целиков.

Представители «АвтоВАЗа» отказались говорить о плане производства на этот год. «Это коммерческая информация, которая не подлежит распространению».

Пак и Целиков знают, что план пока не принят, поскольку тенденции рынка прояснятся по итогам I квартала.

По оценке Пака, несмотря на снижение продаж, выручка «АвтоВАЗа» по МСФО по итогам 2008 г. увеличится на 2,9% до 193 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом. Это обусловлено ростом цен на вазовские машины – в среднем на 4,4% за год. Но при этом, по расчетам Пака, чистая прибыль автоконцерна из-за роста зарплат и повышения цен на металл в первом полугодии может снизиться до 2,5–3 млрд руб. против 3,7 млрд руб. в 2007 г.