Зеленая революция: Месторождение бревен


Принято считать, что Россия – самая богатая лесами страна мира. Действительно, согласно данным FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), на нашу страну приходится 20,5% общей площади лесов мира. Последний полный учет лесного фонда проводился в России по состоянию на 1 января 2003 г. По этим данным, в России имелось 883 млн га лесных земель (земель, предназначенных для леса и лесного хозяйства) и 776 млн га собственно лесов (земель, покрытых на момент учета лесом). В некоторых публикациях о лесах нашей страны можно прочитать, что лесов у нас 1,18 млрд га, однако в эту площадь включаются не только собственно леса, но и другие земли лесного фонда, в том числе горы, болота и т. д.

Зачем людям и планете нужен лес, нам рассказывали в школе, но, может быть, стоит и повторить. Леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и в местном масштабах. Леса помогают регулировать содержание углекислого газа в атмосфере Земли, а значит, и смягчать последствия выбросов парниковых газов, связанных с деятельностью человека. Не менее значима роль лесов в сохранении водного баланса территорий и предотвращении засух. Лес – это гигантский природный насос, обеспечивающий возврат влаги, выпадающей в виде дождей и росы, в атмосферу (т. е. повторное использование влаги, приносимой на континенты с поверхности океанов, и более эффективный перенос этой влаги вглубь континентов). Если бы не леса, частично возвращающие выпавшие осадки в атмосферу, многие районы нашей страны были бы слишком засушливы и потому непригодны для комфортной жизни человека, животных и самого леса. Принято считать, что в условиях так называемой малолесной зоны 1 га леса и лесополос обеспечивает минимально необходимый уровень защиты для 20 га прилегающих сельскохозяйственных земель. Леса – это дом для большинства видов живых организмов, а значит, он необходим для сохранения природного биологического разнообразия нашей страны.

Велико значение леса и как источника экономического благополучия населения. В настоящее время лесное хозяйство и смежные виды экономической деятельности обеспечивают занятость примерно 1,2 млн человек (включая как работников лесного хозяйства и лесной промышленности, так и тех, для кого основным источником дохода является сбор и продажа грибов, ягод и тому подобных лесных ресурсов). По приблизительной оценке, лес является одним из основных источников экономического благополучия примерно для 10 млн россиян.

К сожалению, состояние лесов как важнейшего компонента окружающей природной среды, как объекта экономики и как природного ресурса оставляет желать лучшего. Можно выделить четыре главные проблемы, которые в наибольшей степени беспокоят и жителей страны, и природоохранные организации: разорительные рубки, ведущие к деградации лесов, захваты лесных земель под разнообразную застройку, замусоривание лесов и организация незаконных свалок и массовые пожары в лесах и на торфяниках. Все эти проблемы напрямую связаны с низким качеством лесного хозяйства, низкой эффективностью государственного управления лесами, отсутствием лесной охраны.

Интенсивность использования лесов России по мировым меркам относительно невелика. При том что на нашу страну приходится более одной пятой всех лесов мира, в общемировом объеме заготовки древесины на долю нашей страны приходится лишь 5,4% (FAO). Главной проблемой лесов России является не то, что они используются слишком интенсивно, а то, что они используются неправильно, без должной заботы об их сбережении и воспроизводстве. Разрешенный объем ежегодной заготовки древесины, так называемая расчетная лесосека, определяется исходя из предположения, что в лесах будет обеспечиваться должное качество лесного хозяйства, в том числе своевременное восстановление леса на месте вырубок, качественный уход за молодыми лесами, эффективная охрана их от пожаров и других неблагоприятных воздействий. В реальности же лесное хозяйство необходимого качества и необходимой интенсивности отсутствует. Вследствие этого даже современная интенсивность заготовки древесины (составляющая примерно половину от расчетной лесосеки по транспортно доступным лесам страны) оказывается для леса истощающей и ведет к его деградации и как природного ресурса, и как элемента окружающей природной среды. В нашей стране до сих пор абсолютно преобладает экстенсивная модель лесопользования, при которой лес рассматривается как природное месторождение бревен (невозобновляемый природный ресурс). Имеющиеся потребности в древесине настоятельно требуют перехода к интенсивной модели лесопользования, подразумевающей активное возобновление и бережное использование лесных ресурсов.

Переход к интенсивной модели лесопользования требует выполнения нескольких важнейших условий, в основном зависящих от государства.

1. Необходимо грамотное зонирование территории с выделением лесов разного целевого назначения: для интенсивного промышленного лесовыращивания и лесопользования, для обеспечения нужд населения в лесных ресурсах, для обеспечения природоохранных и средообразующих функций леса. Это необходимо не только для сохранения наиболее ценных в природном или социальном отношении лесов, но и для предотвращения конфликтных ситуаций, которые неизбежны при игнорировании лесопользователями природоохранных и социальных ценностей леса.

2. Необходимо обеспечить качественную государственную охрану лесов. Интенсивное лесное хозяйство требует весьма значительных затрат на борьбу с незаконными рубками и пожарами, большинство которых связано с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах или на прилегающих территориях. Новый Лесной кодекс, вступивший в силу с 1 января 2009 г., вообще не предусматривает существование государственной лесной охраны, а переданный регионам государственный лесной надзор и контроль в основном весьма слаб и недостаточно обеспечен кадрами и финансированием.

3. Нужно качественное лесное законодательство – как собственно Лесной кодекс, так и отраслевые нормы и правила. Многие лесохозяйственные мероприятия (посадка леса, уход за молодыми лесами, противопожарное обустройство территории, тушение лесных пожаров, лесоустройство и планирование хозяйственной деятельности и др.) в любом случае обходятся недешево, если их выполнять качественно. Неразумные требования действующего лесного законодательства увеличивают стоимость проведения этих мероприятий на десятки процентов, а иногда в разы, делая их качественное проведение практически невозможным.

4. Нужны меры государственной поддержки перехода лесопользователей к более качественному и интенсивному лесному хозяйству, в том числе финансирование наиболее важных видов деятельности. Большинство предприятий лесного сектора России сейчас находятся на грани нищеты и разорения (или уже переступили эту грань вследствие воздействия мирового кризиса и нового российского лесного законодательства) и без серьезной государственной поддержки просто не могут обеспечить качественное ведение лесного хозяйства. Тем более что обязанности по ведению лесного хозяйства были возложены на лесопользователей-арендаторов только с начала нынешнего года, после того как договоры аренды лесных участков были приведены в соответствие с новым Лесным кодексом.

5. Нужны меры по социальной поддержке населения лесных деревень и поселков. Ни одно современное лесное предприятие не сможет устойчиво работать в условиях повальной нищеты, безработицы и деградации окружающего населения, а обеспечить былую занятость при использовании современных технологий и методов управления лесной сектор уже не сможет. Без решения социальных проблем лесных деревень и поселков лесной сектор рискует уже в ближайшие годы остаться вообще без резерва трудоспособных кадров (кадровая проблема уже является одной из главных для лесного сектора России).

Все эти меры требуют выработки ясной государственной лесной политики (которая в настоящее время просто отсутствует) и принципиально нового лесного законодательства. Новый Лесной кодекс, принятый 2,5 года назад, не решил ни одной из существовавших ранее проблем лесного хозяйства и добавил множество новых. Отдельные ошибки нового лесного законодательства уже признаны законодателями, и даже ведется некоторая работа по их исправлению, но для развития в России эффективного лесного хозяйства необходимо разработать принципиально новое лесное законодательство, учитывающее как лучший мировой опыт, так и особенности лесов нашей страны.