Бизнес особых поручений

Агентство особых поручений берется выполнить любую прихоть клиента: поучаствовать от его имени в тендере или аукционе, навестить тещу в Магадане или сфотографировать недвижимость в Париже. Благодаря сети агентов более чем в 800 городах проект вышел на месячный оборот в 500 000 руб. уже через год после запуска

Шесть лет назад копирайтер из Новосибирска Юрий Белоусов основал компанию E-generator. Он задумывал ее как виртуальную биржу идей: любой пользователь интернета мог поучаствовать в разработке рекламных слоганов, нейминге, написании сценариев. Из сотен присылаемых работ Белоусов выбирал лучшие и предлагал заказчику. Половину гонорара E-generator забирала себе, оставшиеся деньги распределяла между авторами победившего варианта. Инвестиции в проект составили $9000, и уже через несколько месяцев Белоусов заработал $30 000. Но денег на развитие не хватало. И в 2004 г. часть доли Белоусова и всю долю подключившегося к проекту Юрия Шишкина приобрел инвестхолдинг «Финам», получивший 55% E-generator. Белоусов перебрался в Москву.

В рамках закона

К началу 2007 г. у E-generator было уже более 30 000 авторов. Один из них – Игорь Варгафтик предложил создать агентство, которое выполняло бы поручения: от банальной доставки цветов до самых необычных, за которые другие агентства не брались. Разросшаяся сеть авторов позволяла охватить многие города России и заграницу. Поскольку в авторах числились и топ-менеджеры, и безработные, Белоусова поначалу одолевали сомнения: «Мне представлялось, как по поручению клиента к заболевшей бабушке придет какой-нибудь панк и напугает ее до смерти».

Однако осенью 2007 г. агентство «Поручено.ру» начало принимать заказы. Стартовые затраты составили около 100 000 руб.

Сразу же решили выполнять любые поручения, не нарушающие закона и морально-этических норм. Однажды, например, клиент попросил купить витамины в Китае, но выяснилось, что это галлюциногенный препарат, и заказчик остался ни с чем.

Поручения поступали от физических и юридических лиц. Первые чаще просили доставить что-либо, встретить человека на вокзале, получить справку. Компании заказывали участие в тендере или аукционе, услуги торгового представителя или «таинственного покупателя». Цена услуг зависит от срочности, города и сложности заказа: например, проверка фактического местонахождения юридических лиц (со срочностью три дня) в Сочи стоит 2028 руб., а в Ельце – 1200 руб.

Азарт агента

Из 30 000 авторов E-generator на предложение поработать агентами сразу откликнулись только 500. «Нас удивило, что многие агенты отнеслись к поручениям как к приключению», – смеется Варгафтик. К примеру, в Сургуте топ-менеджер банка с азартом закупал неликвиды в филиале «Газпрома». Агент в Монголии увлеченно отыскивал в сувенирных лавках Улан-Батора самурайские мечи времен Халхин-Гола и присылал отчет с фотографиями и ценами. А когда надо было найти исчезнувшее из продажи детское гипоаллергенное питание, агенты, сумевшие добыть две-три банки в аптеках, чувствовали себя просто спасителями.

За выполненные поручения агентам присваиваются баллы: 5 – за простое, 20 – за сложное, еще 10 – за положительный отзыв клиента. Агент с высоким рейтингом имеет приоритетное право на выполнение сложных заказов. Николай Лепихин занимает четвертое место в рейтинге и сотрудничает с агентством скорее не из-за денег: «Это само по себе интересно». Например, однажды ему пришлось экстренно покупать запчасти для картинга, а магазин уже закрывался, и надо было убедить директора продать товар. Средний гонорар агента – 800–1000 руб., рассказал Варгафтик.

Выполнено на 200%

Клиент, заказавший фотоотчет в Ташкенте, написал на сайте агентства: «Поручение выполнено на 200%. В более сжатые сроки, чем я ожидал. Учли не только дом, который я просил сфотографировать, но и прилегающие территории».

20% заказов поступает от юридических лиц, и они приносят 80% выручки. Осенью корпоративных поручений стало меньше, но к весне продажи оживились. Компания «Кенгурушка.ру» поручила агентству обойти московские рынки, чтобы собрать информацию о потенциальных клиентах. «Мне понравилось, как они работают, – говорит коммерческий директор компании Елена Вовк. – Нашли человека с опытом товарного представителя, он обошел рынки, показал торговцам образцы продукции и собрал их координаты – с некоторыми мы уже сотрудничаем».

Емкость рынка поручений – примерно 10–12 млрд руб. в год, в подобных услугах заинтересовано 5% россиян, оценивают эксперты. Агентств, предлагающих такой набор услуг, как «Поручено.ру», в рунете нет, говорит Глеб Сахрай, гендиректор PR-Technologies. Однако отчасти агентство конкурирует со службами консьержей, информационными агентствами и службами доставки.

Компания «Мистер Таймс» выполняет около 40 поручений в месяц в Петербурге. Пока это в основном заказы по доставке, бронированию билетов и стоянию в очереди, поэтому и средний чек небольшой – примерно 300 руб. за заказ, рассказал Дмитрий Подкорытов, гендиректор компании. По его словам, чтобы увеличить чек, надо предлагать более сложные услуги и расширять географию, как и поступает «Поручено.ру», у которого средний заказ стоит, по оценке Белоусова, 5000–6000 руб. Сейчас «Поручено.ру» выполняет около 50 заказов в месяц, а в следующем году планирует этот показатель удвоить. У агентства появилось пять офисов-представительств, работающих по франшизе (в Петербурге, Праге, Ташкенте, Перми и Новосибирске, ведутся переговоры с Китаем).

Агентство особых поручений пока еще маленький бизнес, который, однако, растет хорошими темпами, говорит Серей Михеев, директор «Финам.ру»: «Нам приятно иметь такой бренд в портфеле, как и прочие полезные интернет-сервисы, разработанные E-generator».

Что поручают

приобрести 5 л пива и закуску и доставить получателю в Курске; найти, где хранятся архивные записи роддома им. Грауэрмана за 1941 г.; собрать афоризмы блогосферы; получить информацию у поставщика специй в Лондоне; рассчитать стоимость железнодорожного тарифа при перевозке фанеры; снять автомобиль с учета в ГИБДД; купить варенье из фейхоа и доставить в Липецк; скопировать все объявления об аренде недвижимости в газетах 15 городов за три года; купить казачью одежду и отправить в Польшу.