Падение не прекращается

За первое полугодие продажи новых иномарок в Поволжье снизились вдвое, а лидеры потеряли до 70%. Во II квартале темпы падения замедлились, но рынок продолжает сжиматься

По данным агентства «Автостат», продажи иномарок в ПФО упали на 58%, продано лишь 80 330 иномарок, в то время как за первые полгода 2008 г. куплено 191 100 машин. Рост показала лишь Республика Марий Эл: здесь за январь – июнь продано 550 машин, а годом ранее – лишь 130. Лидерами по падению продаж стали Пермский край (-74,2%), Самарская область (-59,6%) и Нижегородская область (-55,4%).

Больше всех пострадали прошлогодние лидеры: Toyota (-65,7% в Самаре, -71,5% в Нижнем), Hyundai (-65% в Самаре, -64,2% в Нижнем), Ford (-45,6% в Самаре, -54,6% в Нижнем) и Chevrolet (-61,7% в Самаре и -25,3% в Нижнем).

В апреле – июне 2009 г. падение продаж по сравнению с I кварталом оказалось не столь драматичным. В Татарстане было продано 6780 машин (-1,5%), в Нижегородской области – 6270 (-13%), Самарской – 6250 (-20%), Башкортостане – 5060 (-10%), и лишь в Пермском крае падение вновь оказалось более чем двукратным: 2700 автомобилей (-56%).

По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака, в начале года активно покупались прошлогодние машины, растаможенные до 12 января (пошлины были повышены до 30–35%) в ожидании повышения цен. При этом тогда не было уверенности в твердости рубля, и многие покупатели расценивали покупку машины как выгодное инвестирование. Во II квартале рубль несколько стабилизировался, а покупательная способность россиян снизилась, и это отразилось на спросе.

По словам генерального директора салона «Арго» (дилер Hyundai) Леонида Захарова, в начале 2009 г. проблема с продажами была из-за того, что на складах оставались лишь мало востребованные дорогие комплектации Hyundai, растаможенные в конце 2008 г. Востребованные недорогие модели были в дефиците. А «Тагаз» (52% всех проданных в 2008 г. Hyundai в России – его производства) продолжительное время вел переговоры с корейским производителем о ценовой политике и не поставлял Hyundai Accent, что только обострило дефицит необходимых моделей, отмечает Захаров. По его словам, сейчас ситуация с предложением медленно, но выравнивается.

Генеральный директор «Автомир Богемия Самара» (дилер Skoda) Дмитрий Маврин считает, что причины падения спроса одинаковы для всего рынка: снижение покупательной способности из-за кризиса и объемов автокредитования. В прошлом году в Самаре продавали в кредит 60% автомобилей, в январе – марте этого года – всего 10%, а сейчас – 25–30%, отмечает Маврин. Но из-за высокой ставки кредита в 20–25% годовых и снижения доходов люди не спешат в банки за автокредитами.

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что поволжский авторынок еще не достиг своего дна. Продажи во втором полугодии могут снизиться еще на 10–17%, говорит он. Из-за грядущей остановки «АвтоВАЗа» и его смежников (300 компаний только в Самарской области) покупательная способность еще больше снизится.