В поиске хозяина

Владелец 3% акций Кировского завода пытается через суд выяснить, кто является бенефициаром предприятия

Хроника войны. Декабрь 2006

В совете директоров Кировского завода впервые появились независимые директора

Июнь 2008

Владельцы 20% акций предложили миноритариям заблокировать решение об увеличении количества объявленных акций завода

Июль 2008

Первый иск от миноритариев к совету директоров поступил в арбитраж

Июнь 2009

Представительство миноритариев в совете директоров увеличилось с двух до трех человек

Член совета директоров Кировского завода Максим Яковлев, которому принадлежит 3% акций, подал в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск к предприятию. Он требует предоставить ему списки лиц, допущенных к участию в последнем годовом собрании акционеров, копии бюллетеней для голосования и доверенностей, по которым представители акционеров участвовали в собрании, рассказал юрист Петр Фролов, представляющий интересы Яковлева. Собрание проходило 26 июня. Эти документы миноритарий запрашивал у предприятия в середине июля, но получил отказ, утверждает Фролов. Он ссылается на статьи 89 и 91 закона «Об акционерных обществах», по которым компания должна предоставлять эти сведения всем желающим их получить акционерам.

Документы нужны, чтобы понять, кто является бенефициарами завода, у миноритариев такой информации нет, говорит юрист. По данным сайта арбитража, иск подан 18 августа, дата его рассмотрения пока не назначена.

Кировский завод осуществляет все свои действия, в том числе по предоставлению документов заинтересованным лицам, в соответствии с законом, заявил вчера представитель Кировского завода, отказавшись от подробных комментариев. Запрос от Яковлева поступал, но у предприятия нет практики передачи копий бюллетеней и доверенностей акционерам, говорит источник, близкий к руководству завода. Даже получив документы, Яковлев не сможет понять, кто бенефициары завода, утверждает источник. Изготовление копий документов приведет к распылению сил сотрудников предприятия, которое находится в сложном финансовом положении, добавляет он.

Яковлев вместе с Игорем Устиновым и Ольгой Родиной контролирует около 20% акций холдинга. Миноритарии начали войну с менеджментом компании около года назад. За это время они подали в арбитраж около 40 исков к совету директоров с требованием признать незаконной продажу офшорным компаниям «внучек» завода – «Петросталь-инвест», «ПТЗ-инвест» и «Синтез». В мае 2008 г. завод объявил, что эти компании, владевшие 34,9% акций холдинга, вышли из уставного капитала, а вместо них собственником стали Banvorad Holdings и RMG Holdings. Одновременно гендиректор предприятия Георгий Семененко и его мать Лариса сократили свои доли с 18,52% до 0,21%. Тогда три источника, близких к совету директоров компании, утверждали, что за офшорами стоит семья Семененко. Семененко это не комментировал.

Пока миноритарии не выиграли ни одного дела, иски в разных стадиях рассмотрения. Судебная война спровоцировала уход из совета директоров завода независимых директоров Сеппо Ремеса, Ильи Южанова и Максима Гольдмана. Они, а также возглавлявший совет последние три года Александр Крикунов в мае отказались баллотироваться в совет, работа которого за год, по словам Ремеса, свелась к написанию ответов на иски. В середине мая совет решил прекратить конфликт и поручил Крикунову обратиться к миноритариям с предложением отозвать иски.

По закону «Об акционерных обществах» миноритарии должны получить от завода запрашиваемые документы, говорит руководитель петербургской практики юрфирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Спасенов. Но от отсутствия у них этой информации их права не ущемлены, рассуждает юрист. Бюллетени и доверенности в такой крупной компании – это тысячи бумаг, их копирование и оформление надолго парализует работу нескольких отделов, но в этих бумагах найдутся недочеты, которые могут стать поводом для дальнейших исков, говорит юрист.