Россия летает хуже, чем Африка


За 2009 г. российские авиакомпании перевезли 45,1 млн пассажиров – на 9,4% меньше, чем в 2008 г., сообщила Росавиация. Снижение в среднем по миру составило 3,5%, подсчитала IATA, худший результат – у авиакомпаний Африки (-6,8%).

Пассажиропоток крупнейшего перевозчика России – «Аэрофлота» составил 8,75 млн человек (-5,6%). «Сибирь» показала 22%-ный спад, а ГТК «Россия» – 15%-ный. Зато «Трансаэро» прибавила 3,6%, а «Ютэйр» – 9,3% (см. график на стр. 01).

Рекорд по темпам роста пассажиропотока установил чартерный перевозчик Nordwind – 859 817 человек, в 43 раза больше, чем годом ранее. Компания создана в 2008 г. туроператором «Пегас-туристик» под популярные чартерные рейсы в Турцию и Египет. На 77% – до 1,06 млн человек – выросло число пассажиров у «Глобуса» (входит в группу S7 супругов Натальи и Владислава Филевых), на 55% – у Red Wings. Худший результат – у «ВИМ авиа» (-21,3%) и «Атлант-союза» (-32%).

Выиграли те, кто приспособился к реалиям кризиса: сократили издержки, при этом сохранив уникальные маршруты («Трансаэро» – в Азию, Америку; «Ютэйр» – в Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск и проч.), считает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. Многим перевозчикам, помогли туристические направления: люди не откажутся от отдыха. «Ютэйр» же смогла развиваться благодаря подушке безопасности в виде вертолетного бизнеса, отмечает он.

В 2010 г. пассажиропоток вырастет на 12–15%, прогнозирует Пантелеев. Но авиакомпании работают на грани рентабельности: многие демпингуют (билеты подешевели на 30–40%), а расходы – в частности, на топливо – растут, резюмирует он.