Кремль под охраной

Музей-заповедник «Казанский кремль» будет брать роялти за использование изображения и названия кремля и его архитектурных памятников. «Татспиртпром» согласен платить за этикетку с национальным символом, а вот «Вамин-Татарстан» уберет его с молочных пакетов

В ближайшее время я подпишу приказ, в котором будут определены ставки платежей за использование бренда», – сообщил «Ведомостям» директор государственного музея-заповедника Рамиль Хайрутдинов. В конце декабря музей зарегистрировал в Роспатенте право на 18 товарных знаков с изображением памятников ансамбля кремля и их названиями – башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф и другие, подтвердил патентный поверенный РФ Григорий Бусарев, глава казанского агентства «Артпатентъ» (занималось юридическим сопровождением регистрации брендов для ГУ «Казанский кремль», ранее зарегистрировало товарный знак «Третья столица России» для мэрии Казани).

Платежи будут дифференцированы «в зависимости от объемов и типа производства» лицензиата, но минимальный порог составит 2–3% от стоимости единицы продукции, рассказал Хайрутдинов. «Ставки будут действовать только в 2010 г. – мы хотим посмотреть, как они будут работать», – добавил он. По словам Хайрутдинова, от «заинтересованных ведомств» – минземимущества Татарстана и республиканского управления ФАС – «не последовало возражений» относительно размера ставок. Пресс-секретарь УФАС Резеда Мазитова и пресс-секретарь минземимущества Наиля Клевлеева подтвердили, что музей к ним обращался, но от комментариев отказались.

«Сейчас идет подписание лицензионных соглашений с несколькими местными компаниями», среди которых крупнейший производитель алкоголя «Татспиртпром», говорит Хайрутдинов. О том, что «Татспиртпром» готовит под кремлевский бренд «уникальную серию крепких напитков», знает менеджер казанской дистрибуторской компании. PR-менеджер «Татспиртпрома» Никита Мингалев это не комментирует. Источник в компании сказал «Ведомостям», что речь идет о небольших объемах водки – на первый год до 100 млн руб. (т. е. роялти за бренд – 2–3 млн руб.). Среди претендентов на лицензию есть производители халяльной продукции, слышал топ-менеджер мясного супермаркета. Хайрутдинов это подтвердил.

Крупнейший в республике производитель молочной продукции «Вамин-Татарстан» платить за лицензию не хочет. «Раньше на нашей упаковке красовалась полная панорама Кремля, – говорит PR-менеджер «Вамин-Татарстан» Марина Петрова, – но теперь мы меняем ее на другое изображение – кувшинчик с молоком». Молочная продукция – социально значимая и «каждый процент роста больно бьет по карману потребителей», объясняет она. Из продажи исчезают сувениры с кремлевской символикой, рассказывает замдиректора торговой сети «Книжный двор» Лилия Гайнуллова. По ее словам, «один частный предприниматель» изъял эту продукцию полностью.

«Производитель часто экономит и перестает использовать спорное изображение, говорит Виктор Станковский, директор петербургского офиса фирмы «Городисский и партнеры». По его оценке, 2–3% – «среднестатистическое» роялти за использование знака.

«Аналогичные проекты уже затевались, например, в Москве, когда производители участвовали в программах «Московское качество», «Столичный продукт», «Кремлевский продукт», но это никак не повлияло на привлечение покупателей и увеличение доли рынка, – рассуждает управляющий директор BrandLab Moscow. – Организаторы подобных проектов смотрят узко, надеясь извлечь дополнительные доходы от культурных символов. Но нужно понимать, что прежде чем доить, их необходимо довести до состояния полноценных брендов с высоким уровнем знания и лояльности, чтобы потребитель чувствовал, что за этим стоит, например, более высокое качество. Роялти в 2–3% за «Казанский кремль» – очень дорого. Сейчас эксплуатация намного более известных и популярных лицензионных брендов – диснеевских героев, «Смешариков» обсуждается в этом пределе, а Казанский кремль – региональный символ и не имеет широкой известности в России».