Растаможка инноваций

Главными препятствиями для инновационной деятельности российские компании называют сложности с таможенным контролем, нехватку денег и бюрократию, выяснили Российская экономическая школа (РЭШ) и Price­waterhouseCoopers (PwC)

Гостям международного экономического форума в Санкт-Петербурге вчера был представлен доклад «Инновационная активность крупного бизнеса в России», подготовленный РЭШ и PwC в сотрудничестве с «Роснано» и Российской венчурной компанией (подробнее см. статью на стр. 04).

Авторы доклада попросили руководителей 100 крупных компаний в России оценить ситуацию с инновациями в 2008–2010 гг. (см. врез). Главным препятствием, мешающим внедрять инновации, оказались проблемы с таможенным контролем – эту причину назвали 67% респондентов. Практически так же сильно мешают трудности с привлечением финансирования, избыточная бюрократизированность российских чиновников и отсутствие процедур оценки риска и возврата инвестиций: эти варианты ответа набрали по 66%.

Таможенный вопрос вышел в лидеры из-за высокого уровня тарифов, затянутости и непрозрачности процедур оформления товаров, считает ректор РЭШ Сергей Гуриев: таможня остается одним из самых коррумпированных органов. Чтобы собрать, к примеру, материнскую плату, нужно импортировать сотни компонентов, каждый из них требует отдельного оформления на таможне, рассказывает гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян, проще просто ввезти готовую плату, а не собирать ее в России. Затянутые таможенные процедуры всегда отпугивают инвесторов, добавляет управляющий директор центра технологий и инноваций PwC Бо Паркер.

Чтобы понять масштаб проблемы с таможенным оформлением, надо вспомнить проблемы телекоммуникационных компаний в начале этого года, говорит президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский: из-за начала работы Таможенного союза ввезти оборудование было невозможно несколько месяцев, в Белоруссии и Казахстане похожих сложностей не возникло. Среди других проблем, мешающих отрасли внедрять инновации, Домбровский называет длительные сроки выдачи частот операторам: на это уходит 1–1,5 года.

«Таможенники сами не регулируют размер пошлин или порядок оформления импорта, но винят, как всегда, во всем нас одних», – возмущается чиновник Федеральной таможенной службы (ФТС): к ситуации с новыми правилами лицензирования в Таможенном союзе не подготовились вовсе не таможенники, а Минпромторг, который не начал выдачу лицензий вовремя, ФСБ вовремя не выдала заключения о шифровальных функциях оборудования. Представитель ФТС вчера на звонки не отвечал.