Замена «Распадской»

Авария на «Распадской» заставила металлургов ускорить разработку месторождений угля жирных марок и наладить его поставки из США

Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) подписал с трейдером Duferco Group (у них есть СП) трехлетний контракт на поставку из США до 840 000 т угля марки Ж в год, рассказал представитель компании, это закроет 10% потребностей НЛМК. Стоимость контракта не раскрывается, но она сопоставима с затратами на покупку российских углей, говорит он.

Цена на уголь по долгосрочному контракту может быть $150–200 за 1 т, считает аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин, еще $100 составят транспортные расходы. Уголь из Кузбасса сейчас с учетом транспортировки обходится не менее чем в $200 за 1 т, но его качество заметно хуже, отмечает Смолин.

Американским углем будет пользоваться не только НЛМК: в эти выходные «Мечел» получил первую баржу угля производства Bluestone Coal (американская «дочка» группы), рассказал представитель компании. Это всего 65 000 т угля жирных марок, но уже отправлена вторая баржа, говорит он. Время в пути – 25 дней. Пока «Мечел» везет уголь для собственных нужд, но планирует провести переговоры о поставках с другими компаниями.

Спрос на него будет, уверен Смолин: взрывы на «Распадской» обострили дефицит угля жирных марок в России.

Решать эту проблему сталевары намерены не только за счет импорта, но и разрабатывая новые месторождения.

НЛМК в течение 3–5 лет начнет добычу на своем месторождении в Кемерове. Это закроет половину его потребностей в углях марок ГЖ и, возможно, Ж. Сейчас проектируются шахта, обогатительная фабрика и объекты инфраструктуры, уточнил он. Инвестиции в проект не раскрываются. Смолин оценивает их примерно в $500 млн.Осенью начнет добычу на Эльгинском месторождении «Мечел». По словам его представителя, в этом году будет добыто 200 000 т, в следующем – 1 млн т. Все они скорее всего пойдут на внутренний рынок, говорит он: такое решение принято в связи с дефицитом. Ранее предполагалось, что Эльга будет ориентирована на поставки за рубеж, напоминает Смолин.

К моменту запуска Эльги будет недостроено около 140 км железнодорожных путей, напомнил представитель «Мечела». Здесь уголь будет перевозиться автотранспортом: самосвалы грузоподъемностью 30–40 т уже закупается. Это увеличит расходы на транспорт, но добыча на Эльге все равно будет рентабельной, надеется он. Смолин согласен: транспортные расходы составят $80–100 за 1 т, которая в России может стоить около $160 при себестоимости добычи $20–30.

Строительство 140 км железной дороги обойдется компании примерно в $580 млн, посчитал аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов, а перевозка угля автотранспортом до конца 2011 г. – в $10–13 млн.