Продавцам не приходить

Чиновники придумывают все новые способы ограничить влияние фармацевтической индустрии на медиков. Минздравсоцразвития предлагает ограничить общение с врачами и работниками аптек не только производителей, но и дистрибуторов лекарств

В октябре прошлого года отношениями между врачами и фармпроизводителями озаботился премьер-министр Владимир Путин. В России, заявил он, сложилась «явно ненормальная практика взаимоотношений» между производителями лекарств и частью врачебного сообщества. Производители, возмутился премьер, «спонсируют корпоративные предприятия, разного рода семинары, в том числе с выездом на теплые моря».

После критики премьера поправки в законы, регулирующие отношения между врачами и фармкомпаниями, разработала Федеральная антимонопольная служба. Позже со своим вариантом выступило Минздравсоцразвития, предложив регулировать отношения производителей не только с врачами, но и с аптеками.

В законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», опубликованном на сайте Минздравсоцразвития, есть целая статья об ограничениях для медицинских и фармацевтических работников. Сейчас документ проходит согласования в министерствах, знает Елена Неволина. Связаться с представителем Минздравсоцразвития в пятницу не удалось.

Для врачей и фармацевтов ограничения предлагается ввести на общение не только с производителями лекарств и медицинских изделий, но и с «организациями оптовой торговли лекарственными средствами» и аптечными организациями (последний пункт – только для врачей). Врачам и фармацевтам предлагается запретить общаться с представителями компаний в рабочее время на рабочем месте, получать подарки и образцы лекарств для вручения их пациентам, участвовать в мероприятиях, если их финансирует одна компания (кроме клинических исследований). Проект запрещает им заключать с фармкомпаниями и дистрибуторами соглашения о предложении пациентам лекарств и предоставлении недостоверной или неполной информации о взаимозаменяемых лекарствах. В законопроекте прямо прописан запрет «скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий, имеющих более низкую цену».

В штате фармпроизводителей есть так называемые медицинские представители – консультанты, рассказывающие врачам о препаратах своей компании, но не занимающиеся прямыми продажами (у каждого из 20 крупнейших производителей, работающих в России, примерно по 200–250 медпредставителей, оценивал в прошлом году топ-менеджер иностранной фармкомпании). У фармдистрибуторов медпредставителей обычно нет, говорит один из участников рынка. Дистрибуторы могут организовывать конференции для врачей и работников аптек, рассказывает он, а также участвовать в совместных с производителями рекламных акциях в аптеках. Аптекам фармкомпании давно не дарят подарков, за исключением, может, календарей и ежедневников, говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. «Дистрибуторы иногда предлагают аптекам бонусы за объемы продаж, - признается другой участник аптечнгого рынка. - Но если закон будет принят, вряд ли что-то поменяется».

Аптеки и дистрибуторы – торговые организации, на них распространяется в том числе действие закона о торговле, поэтому регулировать отношения между ними законом «Об основах охраны здоровья» представляется излишним, считает исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов.

Законопроект обязывает врачей и руководителей аптек письменно уведомлять о «нарушающих» предложениях со стороны компаний «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». За эти нарушения стороны несут ответственность, «предусмотренную законодательством Российской Федерации». Какую именно, в законопроекте не сказано.

Непонятно, как контролирующие органы будут доказывать, например, что сотрудник аптеки скрыл от пациента наличие более дешевого лекарства, считает Дмитрий Дмитриев, партнер юридической компании «Правовой департамент».