Дипломы дорожают

Рынок бизнес-образования начал выходить из кризиса, однако проблемы с набором слушателей сохраняются

На свои. 70%

слушателей в 2010 г. оплачивают обучение в бизнес-школах самостоятельно

25%

снижение числа поступивших в бизнес-школы в 2009 г., по данным Begin Group

1,5

млн руб. стоит самая дорогая программа Executive MBA в Петербурге

В 2009 г. количество слушателей сократилось вдвое, в этом году показатели вернулись на уровень 2008 г., утверждает Анастасия Коршунова, замдиректора по международному развитию Vlerick Leuven Gent Management School в Петербурге. По первым данным осени 2010 г., в группе программ профессиональной переподготовки ИМИСП 20 человек, в прошлом году было 15, до кризиса – 30, говорит Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям ИМИСП. Набор на корпоративные программы Executive MBA за 2009 г. вырос на 20% по сравнению с 2008 г., сообщил представитель ВШМ СПбГУ Игорь Баранов. На уровень 2008 г. спрос вернется к 2011 г., говорит Игорь Дюков, директор по дипломному проектированию Стокгольмской школы экономики. По его словам, в этом году слушателей на 5–15% меньше, чем до кризиса. Кризисное падение он оценивает в 30%. Несмотря на рост активности кандидатов, у бизнес-школ проблемы с набором слушателей, считает Антон Рягузов, эксперт Begin Group.

По словам Коршуновой, сильнее всего пострадал сектор корпоративных и краткосрочных программ, тренингов, а долгосрочные, в частности МВА, по-прежнему пользуются спросом. На МВА спрос устойчивый, соглашается Анна Измайлова, менеджер по маркетингу и внешним связям Стокгольмской школы экономики.

После реформы бюджетных учреждений весной 2010 г. появился спрос на управленческое образование со стороны главных врачей и директоров медицинских учреждений, говорит Баранов. Он отмечает также резкое смещение интересов компаний от открытых программ для руководителей к сделанным на заказ. До кризиса слушатели были всеядны, а теперь тщательно подходят к выбору, всех волнует вопрос управления бизнесом в условиях нестабильной экономики, говорит Дюков. Директор филиала ГУ-ВШЭ Александр Ходачек отмечает, что слушатели выбирают курсы, которые можно применить на практике: «Им нужен не диплом, а конкретные навыки». По его словам, стоимость обучения в этом году выросла на 15–50%. Цена МВА во Vlerick повысилась с 15 000 евро в 2008 г. до 23 000 евро, планируется довести ее до 28 000 евро, рассказывает Коршунова. В Стокгольмской школе экономики самый дорогой в Петербурге курс МВА. В 2009 г. он подорожал с 34 000 до 37 000 евро, в этом году цена не изменится, говорит Измайлова. В целом по рынку цены в 2011 г. вырастут на 5–10%, прогнозирует Дюков. По его словам, 70% слушателей Стокгольмской школы платят сами но есть тенденция к возвращению на докризисный уровень, когда 50% учились за счет компании. По словам Павлова, около 60% слушателей ИМИСП оплачивают обучение сами (до кризиса – 50%). До кризиса за свой счет училось 80% слушателей, сейчас – 60%, говорит Коршунова.

Охотнее всего компании оплачивают профессиональную подготовку, а не МВА. NAI Becar ежемесячно тратит примерно 20 000 руб. в месяц на обучение среднего управленца и до 80 000 руб. в год – на топ-менеджера, говорит директор по персоналу Ирина Титова. Вопрос об оплате второго высшего образования решается индивидуально, добавляет она. В 2009 г. группа ЛСР примерно на 30% сократила бюджет на обучение, в этом году он вырос, но не достиг докризисного уровня, говорит директор по персоналу ЛСР Полина Голубева. По ее оценке, предложение на внешнем рынке обучения в среднем на 10% дешевле докризисного. В 2009 г. цены упали на порядок, в этом году снова выросли, от докризисных они отличаются не более чем на 10%, согласна директор по работе с персоналом «ТКБ БНП париба инвестмент партнерс» Галина Козлова.