США собрали расписки

Страны G20 пообещали американцам не прибегать к девальвации национальных валют для поддержки экономического роста. Но от конкретных обязательств отказались

Попытка глав минфинов и центробанков стран G20 на саммите в Южной Корее договориться об ограничении торгового дефицита или профицита провалилась. Инициатором идеи были США. Министр финансов страны Тимоти Гайтнер предлагал коллегам выставить потолок для дисбаланса внешней торговли в 4% от ВВП. Валюты многих развивающихся стран недооценены, убежден Гайтнер: курсы нужно привести в соответствие с фундаментальными показателями экономик.

Только в сентябре Япония, Южная Корея и Тайвань провели серию интервенций, пытаясь ослабить национальные денежные единицы для повышения конкурентоспособности товаров. Но главные претензии у США к Китаю, курс валюты которого жестко привязан к доллару. Вашингтон настаивает на быстром укреплении юаня (до 20% от текущей стоимости). Торговый профицит Китая сейчас составляет 4,7%, но, по оценкам МВФ, вырастет до 8% к 2015 г. Обязательство сдерживать профицит заставит КНР пойти на укрепление юаня, что снизит в первую очередь дисбаланс в торговле между странами, рассчитывает Вашингтон. Установление такой нормы как раз и является манипулированием валютой, заявил представитель китайской делегации Цуй Тянькай.

Солидарна с Китаем и Россия. США пытаются надавить на развивающиеся рынки, переложив на них проблему дисбаланса своей торговли, говорил в преддверии саммита замминистра финансов России Дмитрий Панкин (цитата по «Интерфаксу»). У стран «двадцатки» была возможность прессинга на Китай по изменению валютного курса, но фактически солидарности американцы не увидели, констатирует Стюард Пэтрик из Совета по международным отношениям США.

Отклонив конкурентные требования США, страны «двадцатки» подписались под заявлением избегать валютных войн для поддержки экономического роста и обещали стараться следовать рыночным механизмам. Следить за исполнением договоренности будет МВФ. Европейские страны также согласились поделиться частью полномочий с развивающимися странами, уступив им два своих места из девяти в совете директоров МВФ (следующий пересмотр квот намечен на 2014 г., см. врез). По доле влиятельности Россия на девятом месте, отметил министр финансов Алексей Кудрин.

В вопросах валютного курса у стран нет общих интересов – они являются конкурентами, признал министр финансов Южной Кореи Юн Чжин Хен. Пока США, европейские страны и Япония проводят сверхмягкую денежно-кредитную политику, азиатские страны вынуждены удерживать агрессивный приток капитала и заинтересованы в самостоятельности валютной политики и свободе маневра, считает Кристофер Вуд из CLSA.