Закон для полиции

Окончательный вид законопроекта о полиции нравится самим полицейским, но гораздо меньше нравится общественникам, юристам и политикам – даже депутатам-единороссам

Законопроект о полиции, внесенный президентом в Госдуму в среду, учел основные предложения самих сотрудников МВД, знает офицер центрального аппарата этого ведомства. Закон работоспособный, к сбоям в работе системы он не приведет, права и обязанности полицейских описаны подробнее, чем в прежнем законе, некоторых прав у полицейских стало больше, например, полицейский сможет проверять документы у гражданина везде и всегда, говорит собеседник «Ведомостей».

Не были учтены замечания ни Торгово-промышленной, ни Счетной палаты, ни «Инсора», ни даже Ассоциации юристов России, которая считается пропрезидентской структурой, и, судя по тексту, победили интересы нынешней милиции, говорит зампред комитета Госдумы по безопасности, депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков. В документе слишком много непрямых норм, отсылающих к ведомственным актам, контроль за полицией останется фиктивным, кадровые вопросы будут решаться не коллегиально, возмущен Гудков.

Концепция законопроекта в первом чтении может быть одобрена, однако ко второму чтению нужно будет самым серьезным образом доработать документ, признает первый зампред комитета по безопасности, единоросс Михаил Гришанков. И у Гришанкова, и у Гудкова вызывает сомнения пункт о праве полиции знакомиться с любой документацией. Сомнительным является и сохранение пункта, допускающего наличие такой коммерческой структуры, как вневедомственная охрана, здесь, судя по всему, победила позиция МВД, говорит Гришанков. Еще один депутат-единоросс прямо признает, что в нынешнем виде законопроект представляет интересы бюрократии МВД.

Плюсом в сравнении с первым вариантом является детальное описание ограничений прав граждан со стороны полиции, отмечает Гришанков. Хорошо, что зафиксировано право на защитника с момента задержания и право на звонок родным в течение трех часов после задержания, говорит адвокат по уголовным делам Юрий Никитин. Право вхождения в жилище осталось примерно в том же виде: полиция может входить в помещения для задержания преступников и пресечения преступлений, спасения жизни и имущества, но исчезло слово «беспрепятственно» – это должно приучить полицейских, что они не могут проникать в жилище по своему произволу, говорит адвокат.