Ипотека: Работать всем вместе

Значение финансового сектора для развития жилищного строительства сложно переоценить. За 10 месяцев в России введено 37,7 млн кв. м жилья, по итогам года ожидается 59 млн кв. м жилья. Это примерно 1 трлн 800 млрд руб., поступивших на рынок заказов на стройматериалы, зарплаты строителей, контракты с организациями смежных отраслей. Главным источником средств стало государство – 600 млрд руб. Большая часть оставшейся суммы пришлась на банки и финансовые институты.

Не в последнюю очередь благодаря этим ресурсам появился целый ряд сигналов, свидетельствующих об оживлении рынка.

В текущем году финансовый результат предприятий строительной отрасли составил +49,6 млрд руб. (прибыль прибыльных –

107 млрд руб., убыток убыточных – 57,5 млрд руб.). Доля прибыльных организаций за год возросла с 66,2% до 67,8%. Отмечается рост инвестиционной активности в строительстве на 10% по сравнению с прошлым годом, увеличение объемов строительных работ, 11%-ный рост производства основных строительных материалов.

Все это показывает, что стройка оживает. По вводу жилья на душу населения Россия продолжает опережать большинство стран Восточной Европы и СНГ. Этот показатель в нашей стране вдвое выше, чем в Болгарии; почти в 1,5 раза больше, чем в Венгрии, Эстонии и Литве. Но мы по-прежнему в 2–3 раза отстаем от стран Западной Европы.

Необходимо создание среды, в которой строительство станет наиболее эффективным, особый акцент делая на устранении сдерживающих развитие строительства в прошлые годы барьеров.

Принятые меры

Мы принимаем системные меры, чтобы снизить финансовые и временные затраты строителей при вводе жилья, заменив надзорную модель взаимоотношений строительного сообщества и государства на партнерскую.

Реализуется план по устранению необоснованных административных барьеров в строительстве, ставящий задачу формирования минимально необходимого закрытого перечня процедур, определяющих участие государства в реализации проектов.

В декабре завершается формирование новой системы ценообразования в строительстве. Главным ее итогом станет отмена индексации стоимости работ, которая вызывает столько негатива.

Мы резко ускорили актуализацию ранее утвержденных строительных норм и правил. К концу года утвердим 25 актуализированных строительных норм и правил, в разработке уже 55 СНиПов.

Также Минрегионом России реализуется план разработки национальных стандартов в области строительства на 2010–2012 гг., в соответствии с которым будет разработано 163 стандарта.

В середине ноября в Госдуму внесен проект закона, предусматривающий введение нового аукционного механизма продажи и аренды земельных участков. Победителем будет тот, кто максимально снизит цены реализации жилья, построенного на этих участках.

Девятого ноября нами внесена в правительство Стратегия развития промышленности стройматериалов. Она предусматривает развитие производства доступных строительных материалов, которые наиболее востребованы рынком.

Все это позволит строителям высвободить средства на расширение масштабов работ, увеличит их потребность в привлечении финансовых ресурсов.

Новое «Жилище»

В ноябре была утверждена новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 гг. Общий объем ее финансирования составляет почти 621 млрд руб., в том числе 291 млрд руб. из федерального бюджета. На первый взгляд не очень большие деньги. Но она должна запустить процесс привлечения средств частных инвесторов и населения.

Всего программа инициирует привлечение в жилищное строительство более 2 трлн руб. в год. Если в 2009–2010 гг. государство поддерживало отрасль, замещая частные деньги федеральными, то в период действия программы мы запускаем обратный процесс.

Новая программа принципиально отличается от прежних документов. Если программа «Жилище» 2002–2010 гг. позволила создать необходимую институциональную среду, то новая программа скоординирует действия всех участников жилищного строительства, всех программ и проектов, влияющих на рынок жилья, в том числе федеральных, региональных и муниципальных.

Впервые за основу взяты абсолютные показатели ввода жилья в каждом регионе по годам, на основе которых составлен сетевой график выхода в целом по стране к 2020 г. на ввод 1 кв. м жилья на человека.

Каждый субъект Федерации разработал свою программу, состоящую из конкретных мер по снятию региональных и местных административных барьеров. Они предусматривают обязательную разработку документов территориального планирования и градостроительной документации; выделение процесса обеспечения инженерной инфраструктурой застраиваемых участков в отдельный бизнес, развитие стройиндустрии, подготовку кадров и другие мероприятия по повышению комфортности работы на строительном рынке.

Результатом должно стать резкое увеличение объемов строительства жилья – в 2,5–3 раза (программа Республики Чувашии – в 3 раза, Республика Дагестан и Свердловская область – в 2,5 раза).

В итоге Минрегион видит, где и сколько необходимо построить жилья, когда нужно провести конкурс по подбору застройщиков и развернуть стройку, какой объем кредитных ресурсов должны запланировать для застройщиков и покупателей квартир АИЖК и банки.

Программой предусмотрено за 5 лет обеспечить ввод 370 млн кв. м жилья. Годовой объем ввода жилья вырастет к 2015 г. до 90 млн кв. м, 60% из них должно составить жилье экономкласса.

Считаем, что предлагаемые меры позволят увеличить долю семей, которые смогут приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, – с 12% до 30%. Сегодняшняя клиентская база для ипотечного кредитования вырастет более чем вдвое.

Также нами разрабатываются принципы организации рынка арендного жилья, определяется правовая и нормативная база по стимулированию строительства жилья для коммерческого найма, разрабатываются финансовые модели строительства арендного жилья.

Среди основных элементов новой программы «Жилище»:

– финансирование строительства жилья экономкласса за счет кредитов, предоставляемых застройщикам, на принципах проектного финансирования. Он предусматривает первоначальное вложение средств застройщика, отделение рисков реализации инвестиционно-строительного проекта от рисков самого застройщика и использование в качестве обеспечения кредита всех активов проектной компании;

– привлечение средств граждан – участников долевого строительства на следующих условиях оплаты: при заключении договора долевого участия 10% от цены продажи жилья экономкласса, зафиксированной в условиях аукциона на предоставление земельного участка; после завершения строительства – 90% (20% – за счет собственных средств участника долевого строительства, 70% – за счет ипотечного кредита).

Наибольшего эффекта можно будет добиться, если из 1 руб. федеральных средств, идущих на поддержку рынка, не менее 70 коп. будет направляться на первичный рынок и кредитование застройщика на этапе строительства.

Считаю, что в России большие перспективы работы по дальнейшему развитию взаимодействия финансового сектора и сферы жилищного строительства.