Третьяковская галерея показывает императорский проект

Выставка «Елизавета Петровна и Москва» – большой проект Третьяковки. Непонятно, зачем он так велик: тема и материал к размаху не располагают

На этой выставке экспонатам не тесно / Photoxpress

Государыня Елизавета Петровна родилась в Москве в самом конце 1709 года, так что выставку к ее трехсотлетию открыли на месте этого славного события с опозданием всего-то на год. Долго готовились – «Елизавета Петровна и Москва» заявлена музеем как результат трехлетней научно-исследовательской работы и продолжение императорского цикла Третьяковки.

Начат он был «Петром Великим и Москвой», эта выставка случилась в 1997 г., как раз после открытия памятника императору в его родном городе, которого он, как известно, терпеть не мог. Но тогда никто не удивлялся, почему вдруг, – для удовольствия столичного мэра, в поддержку его решения об увековечении царя-мореплавателя в столице «пяти морей» .

Вскоре поспела «Екатерина Великая и Москва», а через несколько лет дело дошло и до пропущенной Елизаветы. На этом музей обещает цикл закончить, и это правильное решение. Созданная тщательно, с фантазией и переизбытком усердия выставка об императрице свидетельствует, что большие проекты национальной художественной галерее не даются.

С огромным – на два этажа Инженерного корпуса – экспозиционным набором, куда кроме портретов и картин входят документы, предметы и макеты, галерея справляется с трудом. Много хуже, чем с живописью и рисунком. Как только она выходит на широкие историко-культурные просторы, то путается и не знает, что именно надо сказать о Елизавете в разделах «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Государыня и церковь», «Покровительница наук и художеств».

Выставка славит императрицу с изумляющим верноподданническим восторгом, доходящим до комизма. Издана даже детская книжка «Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве». Ну что же, жизнь сладострастной дочери Петра доступна детскому пониманию только в сказочном пересказе. Но кажется, что вся экспозиция, лишенная драматизма, сюжета и кульминаций, рассчитана на незрелые умы.

Личные вещи и драгоценности императоров умеют выставлять Музеи Кремля. Архитектурные макеты и проекты правильно ставит в экспозицию Музей архитектуры. Исторический научился справляться с документально-познавательными экспозициями о великих людях.

Все эти музеи поучаствовали в выставке, которой Третьяковка непонятно для чего себя обременила. Но если вспомнить, что галерея находится в процессе строительства здания в Лаврушинском, то понятно – для приманки мэра.