Хасис пошел за Галицким

Х5 Retail Group решила сыграть на поле своего основного конкурента – «Магнита»: она взялась открывать магазины в поселках и небольших городах

X5 Retail Group

розничная компания. Основные акционеры: «Альфа-групп» – 47,9%, основатели «Пятерочки» – 19,8% (данные с сайта компании). Капитализация (LSE) – $11,76 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – $11,25 млрд.

Компания X5 скорректировала программу развития – теперь сеть будет открывать новые магазины в городах и поселках с населением от 5000 человек, заявил главный исполнительный директор Х5 Лев Хасис в среду. «Сергей [Галицкий, гендиректор «Магнита»], мой товарищ, уже давно работает в таких населенных пунктах», – сказал Хасис на форуме «Россия-2011». За последние три месяца, рассказал Хасис, компания уже открыла около 50 магазинов в провинции. До сих пор ритейлер предпочитал города с населением от 50 000 человек.

Решение выйти в малые населенные пункты Хасис объяснил просто: «Там совсем другой уровень конкуренции». «Если вы видели эти жуткие магазины с железными решетками на окнах и покрытыми инеем окорочками по 170 руб. за килограмм, то вы поймете, что таких магазинов, как «Пятерочка», там ждут с нетерпением», – утверждает директор по корпоративным коммуникациям Х5 Михаил Сусов. Низкий уровень конкуренции позволит Х5 поддерживать достаточную рентабельность магазинов в малых городах даже при более низких доходах населения, чем в крупных городах, считает он.

«В провинциальных городах есть рост. И когда кто-то говорит, что там негде работать, то это взгляд из-за Садового кольца», – ответил вчера Хасису Галицкий. Его стратегия приносит плоды, считает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов: в прошлом году за счет агрессивного открытия магазинов «Магнит» увеличил выручку на 38%, Х5 – только на 30%.

«Работая в мелких городах, «Магнит» сохраняет уровень рентабельности примерно такой же, как Х5, представленная в крупных (рентабельность «Магнита» по EBITDA за 9 месяцев 2010 г. – 8,05%, у Х5 – 7,6%). Это значит, что возможности в регионах такие же, как в столице. При более низком потреблении расходы на персонал и аренду заметно ниже», – считает аналитик Deutsche Bank Наталия Смирнова.

Разрабатывать новый формат магазинов для таких населенных пунктов ритейлер не планирует – там будут открываться стандартные «Пятерочки» площадью от 200 кв. м. Приоритетными для новой программы будут те регионы, где у Х5 уже есть достаточные логистические мощности, и те, с администрацией которых X5 подписала соглашение о сотрудничестве. «Это Ярославская, Тверская и Рязанская области, на территории которых в течение ближайших трех лет будет открыто по 60–70 магазинов», – уточнил Сусов. К этому списку в 2011 г. планируется добавить еще 10 регионов.