Прощай, талон

Законопроект о техосмотре, передающий контроль за состоянием автомобилей от МВД к страховщикам, может быть принят Госдумой уже в пятницу. Он освободит владельцев новых автомобилей от забот о техосмотре на три года, а сам талончик заменит на запись в компьютерной базе данных

Президент Дмитрий Медведев вчера на пресс-конференции объявил о «вполне разумном» предложении отказаться от полицейского техосмотра, совместив эту процедуру с заключением договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), «когда это будет делаться просто в сервисах». Президент добавил, что новые автомобили до трех лет предлагается вообще не осматривать, от трех до семи лет – осматривать раз в два года, а после семи лет – раз в год. «Сегодня-завтра правительство должно по моему указанию внести соответствующий законопроект в Государственную думу», – добавил Медведев. Предполагается, что новый порядок проведения техосмотра начнет действовать с 2012 г.

Правительственный вариант принятого в первом чтении законопроекта об обязательном техосмотре уже в эту пятницу, 20 мая, будет рассмотрен во втором чтении, затем передан в Совфед и уже до 12 июня его может подписать президент, рассказал вчера глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. Законопроект, о котором сказал Медведев, скорее всего будет внесен как поправки ко второму чтению этого законопроекта. Проект предусматривает, что без талона о техосмотре нельзя будет оформить полис ОСАГО, проводить же техосмотр будут операторы, аккредитованные Российским союзом страховщиков (РСА), рассказал Шишкарев. Правила аккредитации, по его словам, установит Минэкономразвития.

Талоны техосмотра, ранее полученные владельцами автомобилей, будут действовать после вступления в силу закона до окончания срока их действия, говорит чиновник Минэкономразвития. Изменится ли стоимость техосмотра, пока неизвестно, продолжает он: Федеральная служба по тарифам должна будет разработать методику расчета предельного тарифа на него в каждом регионе. По его словам, от талонов через два года планируется вообще отказаться: будет создана единая информационная база, содержащая данные о техническом осмотре автомобиля, и для сотрудников ГИБДД подтверждением того, что автомобиль прошел техосмотр, будет оформленный на него полис ОСАГО.

Политическое решение забрать контроль за состоянием автомобилей у полиции совершенно верное, а вот его исполнение требуется «довести до ума», считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Страховые компании должны принимать участие в процессе, но у них недостаточно компетенции, чтобы решать, какой дилер справится с задачей, а какой нет, объясняет он. Следовало бы совместить процедуру обязательного техосмотра с осмотром, проводящимся по графику производителя автомобиля, и разрешать «ставить штамп» дилерам, полагает Блинкин. Логичнее было бы ввести мораторий на проведение техосмотра на два года, чтобы отладить новую систему без ущерба для владельцев автомобилей, считает руководитель московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев.

Проблем быть не должно: до начала 2014 г. автовладелец сможет выбирать, проходить ли техосмотр по новой системе или в центрах, аккредитованных при ГИБДД, которых сейчас около 3000 (из них только 600 находятся в ведении МВД), убеждает Шишкарев. Предполагается, что в скором будущем число операторов техосмотра вырастет до 10 000, говорит президент РСА Павел Бунин. РСА располагает всеми возможностями, в том числе административными, для создания удобной и эффективной системы по осуществлению контроля процедуры техосмотра, уверен он. Участие страховщиков в проведении техосмотра позитивно отразится на его качестве, так как страховые компании особенно заинтересованы в снижении аварийности из-за технических неисправностей, считает Бунин.