Арт без фанатизма

Ярмарка «Арт Москва» открылась в Центральном доме художника в тех же залах, что и 15 лет назад. Количественно – 40 галерей – она не выросла, но стала ближе реальной ситуации на отечественном рынке: теперь здесь никто не ориентируется только на очень богатых
М.Стулов

Василий Бычков, бессменный организатор «Арт Москвы», уверяет что «за 15 лет – ни денег, ни славы» и на этот раз его компания «Экспо-парк» потеряла на организации ярмарки 4,8 млн руб. Когда возражаешь, что галеристы в его убытки не верят – цена аренды высока, – Бычков радуется: «Я же говорил – ни славы, ни денег!»

Лучшие времена «Арт Москвы» прошли (пик продаж и наибольшее количество участников – 2007 г.), но это не значит, что они не вернутся. В нашей экономической ситуации устоять – уже заслуга.

Внешне ярмарка этого года выглядит хорошо и умеренно – состав участников ровный и вполне высокий, никаких качественных провалов не заметно. Нет и супервещей по заоблачным ценам. Западные галереи, привозившие своих звезд, сейчас лишних движений не делают, наши давно не хотят всех поразить.

Возможно, впечатление равенства вызвано нововведением: все участники занимают одинаковую площадь, а раньше – кто сколько купит. Новшество не всем нравится. Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф», обычно занимающей пол-ярмарки, скучая у трех монументальных демонических фотографий из нового проекта группы АЕС+Ф, говорит, что не любит уравниловки, а «принудительная лаконичность не канает».

Киевской Галерее Татьяны Мироновой, однако, удалось привлечь всеобщее внимание. Произведения Дэвида Датуны с оптическим политическим подтекстом собраны из сотен очков с диоптриями – так, за изображением российского флага можно разглядеть и Путина, и Ходорковского. Просят за такое 100 000 евро.

Заметим, политически окрашенного искусства, как и радикального, на ярмарке почти нет. Не считать же за таковое серию из пяти по-разному забавно деформированных бюстов Ленина Ербола Мельдибекова («Гельман галерея», 40 000 евро).

Удивила кубинская Collage Habana Gallery, представив абсолютно девичье искусство трех художниц – мечтательное, эротически заряженное.

Одиннадцатый раз приезжает на «Арт Москву» Rigas Galerija с хорошими работами по понятным ценам. Ее директор Инесса Ринке говорит, что участвует в ярмарке прежде всего для того, чтобы показать своих художников широкой аудитории. И художники давно узнаются – например, Леонардас Лагановскис год от года совершенствует серию с логотипами известных фирм (4000–7000 евро за работу).

Другой сторожил «Арт Москвы» – Кай Форсблом также говорит, что бизнес для него не главное. Он помнит времена гласности и перестройки, он видел первые шаги русского современного искусства на Западе – и он в восторге, наблюдая, как правильно мы с тех пор продвигаемся. А русских художников финский галерист показывает, чтобы вписать их в мировой контекст. На этот раз Gallery Forsblom, стенды которой обычно самые красивые, рядом с супертехнологичными фотографиями китайца Чена Джаганга представила рукодельное искусство Татьяны Ахметгалиевой, оценив ее вещи в 25 000 евро.