Письма


Поздно спохватились

На рубрику «Цитата недели» (№ 230 от 6.12.2011, стр. 04)

Поздно тандем сообразил, что для партии власти графа «против всех» дала бы дополнительные голоса. Ведь очень многие голосовали за КПРФ, эсеров и даже за ЛДПР, лишь бы ЕР не получила конституционного большинства. Теперь тандем кусает свои локти и локти друг друга. Понять то, что страна проголосовала против их наплевательского отношения к ее населению, два товарища, старший и младший, не в состоянии.

Михаил Чернин, пенсионер

Советский актив

На статью «Патологическая клептомания» (№ 230 от 6.12.2011, стр. 04)

Когда отменяли крепостное право, то дворня плакала – ну как ей жить без хозяина? Свой кондовый патернализм русский народ пронес через века. А уж советская власть его закрепила абсолютно: человек был окружен «хозяйским» абсолютно со всех сторон – и земля была государственная, и вода, и средства производства, и культура.

Совок четко знал, где можно гавкнуть, а где нужно лизнуть. Его благосостояние – от зарплаты и до летней путевки в санаторий – зависело от его отношения к власти. Будь к ней ближе, льни к ней – и тебе воздастся. Так формировался советский актив. Даже на зоне, о чем писал Солоневич.

Наша проблема в том, что нарисованные провластным активом протоколы создают нарисованную власть, окруженную нарисованной реальностью. А потом «Булава» не взлетает, «Фобос» – не улетает, а Балтзавод – банкротится. И ракетчики, и откатчики – все что-то рисуют...

Сколько щеки ни надувай, а Россия – в рамках мировой цивилизации – постепенно сдувается. И политическая ботокс-терапия ускоряет процесс.

Николай Гербов, Москва

Воля класса

На статью «Как Игорь Шувалов делал бизнес с Алишером Усмановым» (www.vedomosti.ru от 4.12.2011)

Когда мне говорят, что бюрократия и чиновники якобы управляют страной, я улыбаюсь. Крупная буржуазия создала свое буржуазное государство и использует общественный ресурс для своего сказочного обогащения. Совершенно не важно, чиновник становится капиталистом или капиталист чиновником. Важно другое – что капиталистические отношения с душком советского феодализма каждую минуту воспроизводятся и развиваются. Эпоха первоначального накопления капитала продолжается, меняя формы и маски сообразно развившемуся русскому обществу. Государство никогда не было нейтральным общественным институтом. Государство всегда есть сила и воля наиболее деятельного и могущественного класса. И наше государство является буржуазным государством, в котором наиболее удачливая и активная группа крупных буржуа, завладев общественным ресурсом, организовала его для защиты своих личных интересов: суды, полиция, армия и, конечно же, вся вертикаль чиновников рангом и капиталами помельче.

Олег Алексеев, Москва