Кто еще мог бы построить автозаводы в России

Минэкономразвития позволит автомобилестроительным компаниям, подписавшим, но не использующим соглашения по промсборке, в ближайший год воспользоваться льготами. Такая возможность есть у Suzuki, Magna и «дочки» украинской «Укравто», но начинать работу в России они не планируют

Минэкономразвития и Минпромторг планируют до конца 2012 г. прекратить действие подписанных, но неиспользуемых соглашений о промышленной сборке автомобилей, заявил вчера директор департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков. Соглашения по старым правилам подписывались в 2005–2007 гг., по более жестким новым – в прошлом году, всего министерство заключило 31 такое соглашение, из них 23 уже действуют, информировал Левченков.

С использованием режима промсборки, дающего возможность ввозить комплектующие для сборки автомобилей в России по ставкам не более 5%, работают заводы, собирающие разные модели Renault, Nissan, Toyota, Hyundai, Kia, Volkswagen, Peugeot, Citroen и другие марки; часть проектов так и не была реализована. В частности, «спящие» соглашения есть у Suzuki, Magna и «Объединенных транспортных технологий» (ОТТ) – дочерней компании «Укравто», говорит Левченков.

Suzuki и ОТТ подписали соглашения о промсборке по старым правилам в 2007 г. Японская компания собиралась построить завод в Санкт-Петербурге стоимостью $120 млн, который мог бы собирать 30 000 автомобилей в год. Предполагалось, что предприятие заработает в 2009 г. и будет выпускать внедорожник Suzuki Grand Vitara и кроссовер SX4. Однако в 2009 г. компания объявила о приостановке проекта и вернула взятый у Санкт-Петербурга участок под строительство завода.

ОТТ собиралась построить автозавод в Нижегородской области, который планировалось запустить в 2008 г., он должен был ежегодно выпускать 25 000 Chevrolet Lanos, 6000 автобусов «Богдан» и 25 000 грузовиков Isuzu, а к 2012 г. увеличить производство до 240 000 автомобилей в год. Инвестиции в проект оценивались в $770 млн, однако он также не был реализован, хотя официально о его отмене компания не сообщала.

Magna в прошлом году подписала меморандум о взаимопонимании, дававший ей право заключить соглашение о промсборке по новым правилам (предполагают строительство завода мощностью до 300 000 автомобилей), но само соглашение подписывать не стала.

По договоренности с ВТО Россия с июля 2011 г. больше не подписывает соглашений о промсборке, подчеркнул Левченков.

Какие еще компании имеют «спящие» соглашения, чиновник говорить не стал, но сообщил, что среди них есть соглашения с компаниями, уже собирающими автомобили в России, например с Mitsubishi, которая пользуется льготами режима промсборки, которые получила «ПСМА рус» (совместное предприятие Mitsubishi и французской PSA Peugeot-Citroen). Минэкономразвития хочет упорядочить работу с соглашениями, оставить только реально действующие и дать производителям, у которых есть «спящие» соглашения, время решить, строить ли автозаводы в России, объяснил Левченков «Ведомостям». Разрывать соглашения не планируется, просто Минэкономразвития с 2013 г. может не вносить в подписанные документы изменения (например, в соглашениях записаны модели, которые планировали выпускать автоконцерны), из-за чего пользоваться ими будет невозможно, заключил чиновник.

Представитель Suzuki не стал комментировать возможность создания в России сборочного производства, но сообщил, что проект сейчас заморожен.

Magna изучает различные возможности использования соглашения, сказал ее представитель, отказавшись от более подробных комментариев.

Представитель «Укравто» не ответил на запрос «Ведомостей».

У Минэкономразвития нет никакой информации, что компании, имеющие «спящие» соглашения, собираются их использовать, сказал Левченков.

Объемы продаж Suzuki достаточны для того, чтобы построить в России завод мощностью 25 000–30 000 автомобилей в год, отметил директор российского офиса Ernst & Young Иван Бончев. В прошлом году в России продажи марки выросли на 24% до 35 469 автомобилей (рынок в целом вырос на 39% до 2,65 млн автомобилей). Однако при таких объемах Suzuki было бы сложно выполнить требования соглашения о промсборке (предполагают сокращение импорта комплектующих на 30% в течение нескольких лет), указывает он. Magna же не имеет собственного бренда и занимается контрактной сборкой (несколько моделей Mercedes-Benz, Peugeot, Mini и Aston Martin на заводе в Австрии), а найти партнеров в России ей будет непросто – практически все компании, которые хотели работать в стране, уже построили свои заводы, продолжает Бончев. Кроме того, после вступления России в ВТО пошлины на импорт автомобилей будут сокращаться, а это снижает привлекательность создания в России новых производств – машины проще импортировать с существующих заводов, резюмирует эксперт.