Фестиваль "Безумный день" в Нанте: энциклопедический марафон на русскую тему

Восемнадцатый фестиваль Folle Journee («Безумный день») во французском Нанте в этом году назывался «Святая Русь» и был целиком посвящен русской музыке
Folle Journée

На фестивале «Безумный день», который на самом деле в пять раз длиннее, чем следует из названия, от музыкантов требуются марафонские качества: здесь нужно за день сыграть не менее пяти концертов с совершенно разными программами – и так в течение пяти дней. Способностью по-спортивному собираться, мобилизовываться и переключаться с одного формата на другой (например, от исполнения концерта с оркестром на сольную программу, а потом на выступление в ансамбле – и так по нескольку раз в день, как это делает Борис Березовский) обладают далеко не все артисты.

Слушателям нравится: вместо того чтобы чинно и торжественно восседать на вечернем концерте, им предлагается вдоволь побегать по концертному конвейеру, в который превращен в эти дни огромный Дворец конгрессов, и сойти с ума от невозможности присутствовать на всех десяти концертах, идущих одновременно с девяти утра до полуночи во всех залах заседаний, превращенных в концертные залы. Прибавьте к этому огромные толпы, стоящие в очередях, артистов, прорезающих толпу во время перебежек из зала в зал, стенды с компакт-дисками с записью вчерашних концертов, которые уже успели выпустить, прозрачные кабинки радиостанций, записывающих интервью с артистами до или после концерта, и вы согласитесь: обстановка полностью оправдывает название этого удивительного действа.

Основатель и артистический директор фестиваля Рене Мартен начинал свою организаторскую деятельность, сотрудничая со Святославом Рихтером. В его представлении российские музыканты занимают самое высокое положение в мировой музыкальной иерархии, обладают самым безупречным сочетанием профессиональных качеств, на них всегда можно положиться и публика валит на их концерты валом.

Разумеется, не у всех у них есть желание ставить себя в столь непривычные условия, как предлагается в Нанте. Поэтому в программе фестиваля отсутствовали знакомые громкие имена. Зато к привычному для западного слушателя костяку русских музыкантов – пианистам Борису Березовскому, Николаю Луганскому, виолончелистке Татьяне Васильевой, Уральскому симфоническому оркестру под управлением Дмитрия Лисса и другим, кто знаком французским меломанам, считающим для себя обязательным съезжаться в Нант каждый сезон, – присоединились российские артисты и коллективы, показывающиеся на фестивале впервые: хор Московского патриархата, Капелла Санкт-Петербурга, Уральский симфонический хор, квартет Бородина, «Терем-квартет», оркестр «Музыка вива» под управлением Александра Рудина и др.

Программа в этом году была целиком русская. Она энциклопедична и охватывала весь период русской музыки – начиная с расшифрованных крюковых партитур, на изучении которых специализируется Анатолий Гринденко, руководитель хора Московской патриархии, и заканчивая произведениями Рославца, Мосолова, Денисова и Губайдулиной. Репертуарная политика фестиваля построена на совмещении, с одной стороны, известных хитов – куда же нам без Первого концерта Чайковского или «Половецких плясок» Бородина – и, с другой стороны, мало исполняемых и незаслуженно забытых шедевров, как-то: сочинения Глинки, Аренского или Черепнина. Французская публика получила уникальную возможность послушать такие грандиозные произведения, как «Колокола» Рахманинова в исполнении русского оркестра, хора и солистов.

Было бы неинтересно, если бы русскую музыку исполняли только артисты, привезенные из России. Она давно и прочно вошла в мировую музыкальную исполнительскую практику. На фестивале французскими, японскими, арабскими, польскими артистами были представлены интересные и неожиданные по компоновке программы и спектакли. Недавно созданный юными выпускниками Парижской консерватории ансамбль «Балкон» показал смелую, в традициях парижского кабаре постановку «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана», а оркестр Питу-Шаранта – «Историю солдата» Стравинского.

После Нанта фестиваль в течение концертного сезона проводится еще в нескольких странах – Испании, Японии, Канаде и Польше. В течение ближайших трех лет Рене Мартен собирается устроить так, чтобы «Безумный день» стал проходить и в России.