Суд за муку

Петербургское УФАС доказало свою правоту в деле о завышении цен на пшеничную муку в 2010 г. Ритейлеры пытаются в суде снизить размер штрафов

Федеральный арбитражный суд Се­ве­ро-­За­пад­но­го округа вчера отказал ООО «ТД «Интерторг», ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО «Лента», ООО «Агроторг» и ЗАО «Дикси-Петербург» в признании недействительным решения УФАС, в декабре 2010 г. признавшего сети нарушившими закон «О защите конкуренции», сообщила представитель УФАС. В 2011 г. сети проиграли суды в предыдущих инстанциях.

По данным УФАС, сети одновременно летом и осенью 2010 г. завысили цены на пшеничную муку. Сети настаивали, что повышение было вызвано объективными обстоятельствами – резким ростом закупочных цен от поставщиков. Но представители УФАС в суде заявили, что ритейлеры, получив от своих контрагентов уведомления о предстоящем повышении цен на муку, увеличили розничные цены на 15–65% еще до реального повышения. Торговая наценка сетей по некоторым видам муки выросла в 2–4 раза, говорится в материалах дела.

В начале 2011 г. УФАС оштрафовало ритейлеров на 5% от выручки от реализации пшеничной муки в период нарушения. ООО «Лента» был вынесен штраф в размере 2,7 млн руб., ЗАО «Дикси-Петербург» – 1,4 млн руб., ООО «Агроторг» – 7,9 млн руб., ЗАО «Торговый дом «Перекресток» – 1,5 млн руб., ООО «Норма» – 126 000 руб.

Одним из подтверждений сговора УФАС считает одинаковые цены на муку в магазинах разных сетей.

Формирование цен исходя из мониторинга цен конкурентов является нормой для розничной торговли и не является признаком сговора или согласованных действий, говорит представитель группы «Дикси» Лаврентий Губин. По его словам, компания еще не приняла решение об обжаловании.

В конце февраля Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти снизил штраф для ЗАО «Дикси-Петербург» с 1,4 млн до 281 250 руб., говорит Губин. По данным базы арбитража, размеры штрафов оспаривают также «Лента», «Агроторг», «Норма» и «Перекресток». После получения мотивировочной части компания примет дальнейшие решения, возможна подача кассационной жалобы в Высший арбитражный суд, сообщил представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. Представитель «Ленты» отказался от комментариев.

С точки зрения законодательства сети могут быть не правы, но для ритейлеров повышение цен на пшеничную муку было единственным выходом удержать рентабельность от продажи этого товара, говорит аналитик компании «Инвесткафе» Антон Сафонов. По его словам, ритейлерам невыгодно резкое повышение цен, так как оно негативно влияет на спрос.