Гибкость Обамы

Вызвавшие нападки республиканцев заявления Барака Обамы на встрече с Дмитрием Медведевым подтвердили, что он наиболее приемлемый для России будущий президент США

Вчера главный претендент в президенты от республиканцев Митт Ромни заявил, что Россия, а не Иран или КНДР является главным геополитическим врагом США и он обеспокоен отношением Обамы к ПРО в связи с его заявлениями в Сеуле. Накануне на встрече «на полях» саммита по ядерной безопасности Обама сказал Медведеву перед началом пресс-конференции (и эти слова услышали журналисты): «Это мои последние выборы, и после избрания у меня будет больше гибкости [в вопросах о ПРО]». – «Понимаю. Я передам эту информацию Владимиру [Путину]», – ответил Медведев и получил от Обамы конверт.

«Это не ошибка, так и планировалось: как только впустили журналистов, включили звук, – говорит член российской делегации. – Никакой конспирологии». Правда, добавляет собеседник «Ведомостей», Обама и Медведев могли не понимать, что звук уже включен, они тихо договаривали между собой. Врученный Обамой Медведеву конверт, на который обратили внимание западные СМИ, никак с темой ПРО не связан: в этом послании содержатся несколько теплых слов об итогах сотрудничества, написанных Обамой собственноручно, уточнил член российской делегации.

Обаму раскритиковал вчера за гибкость по ПРО и другой кандидат от республиканцев, Ньют Гингрич, но жестче всех высказался Ромни. В свою очередь, представитель Белого дома назвал слова Ромни неаккуратными, отметив, что Россия – партнер США по важным вопросам, несмотря на разногласия по ПРО и Сирии. А сам Медведев предложил Ромни руководствоваться доводами рассудка и помнить, что сейчас не 1970-е гг.

Ранее высокопоставленный российский политик говорил, что Москва рассчитывает на победу Обамы: он гораздо более удобный партнер, чем любой из республиканцев. По мнению члена российской делегации, говоря о расширении маневра после выборов, Обама может иметь в виду две опции: или усиление в перспективе представительства демократов в конгрессе, которое позволило бы достичь с Россией компромисса по ПРО, или принятие некоторых мер без участия конгресса, на уровне межправительственных соглашений.

Этот скандал в предвыборных раскладах США ничего принципиально не изменит, считает председатель международного комитета Совфеда Михаил Маргелов: Ромни не конкурент Обаме, а Россия для американского электората не топовая тема.

Слова Обамы свидетельствуют, что он нуждается в ответных шагах России, которые он смог бы предъявить конгрессу как доказательство правильности курса на «перезагрузку», говорит редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. Республиканцы, как известно, критиковали заключение договора СНВ, который благодаря Обаме оказался выгоден для России, напоминает эксперт. Но по вопросу о ПРО серьезные уступки Москве со стороны Вашингтона невозможны при любой администрации, он воспринимается там как фундаментальный вопрос ликвидации любой угрозы для США.