Москва-пересадочная

Такси, как в Нью-Йорке, метро и электрички, как в Берлине, – такое будущее рисует стратегия транспортного развития Москвы и области
А.Махонин/ Ведомости

Московские и подмосковные власти разрабатывают стратегию транспортного развития региона до 2020 г., рассказал «Ведомостям» руководитель департамента транспорта столицы Максим Ликсутов. По его словам, департамент транспорта функционирует в режиме проектного офиса – по каждому направлению создана рабочая группа (их 17), всего работает более 200 человек (чиновники, эксперты, активисты, перевозчики). Территорию столицы и ближнего Подмосковья разбили на 10 сегментов, ограниченных реками, парками и железнодорожными путями. По каждому сегменту проведен расчет нехватки провозной мощности и предложено решение: строительство метро, транспортно-пересадочных узлов, расширение пригородных железнодорожных путей, создание скоростных автобусных или трамвайных линий. Разработаны системные меры – платная парковка, развитие такси и т. д.

Вот некоторые изменения, которые предлагаются в проекте стратегии.

Такси

Такси должно заменить личный автомобиль. Модель позаимствована у Нью-Йорка: стандартизация минимального уровня сервиса и тарифная система, стимулирующая короткие поездки «от бордюра». Сейчас в Москве около 18 000 легальных такси, к 2020 г. их должно стать 55 000. Будет два класса такси – стандартный (с единым тарифом) и премиальный (тариф не регулируется). Такси разрешат ездить по выделенным полосам.

Это мировая практика, говорит Александр Ованесов, партнер Strategy Partners. Модель стандартного такси, по его словам, окупится только на больших объемах. Московские таксомоторные компании участвовали в разработке концепции: некоторые из них уже понизили минимальные тарифы с 500 руб. до 100–150 руб., утверждает Ликсутов.

Парковки

Парковочная политика московских властей нацелена на выдавливание автомобилистов из центра. С 1 января 2013 г. власти введут плату за парковку в пределах Бульварного кольца – 50 руб./ч. Пилотный проект запустят 1 ноября в Каретном Ряду. Постепенно платную парковку введут во всем Центральном административном округе (ЦАО). До 2015 г. в ЦАО количество парковочных мест на улично-дорожной сети сократится со 190 000 до 145 000 (за счет нелегальных парковок). Их заместят машино-места в капитальных гаражах. Планируется также создать сеть перехватывающих парковок.

«Америка отказалась от бесплатной парковки в центре городов еще в середине 30-х гг. XX в. Если Москва этого не сделает, то от пробок ее не спасут никакие инвестиции в инфраструктурное строительство», – комментирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

Рельсы, и не только

К 2020 г. должно быть построено более 145 км новых линий метро и открыто 67 новых станций. В том числе в городе проложат вторую кольцевую линию метро на 42 км (сейчас есть лишь участок этого контура: «Каширская» – «Каховская»). Московскую окружную железную дорогу сделают пассажирской, она будет сопряжена с метро, что создаст единую систему пассажироперевозок. Появятся новые линии, в частности в Жулебине.

Пригородное железнодорожное сообщение тоже предполагается улучшить, построив 239 км дополнительных путей в 10 направлениях.

Будут введены 12 маршрутов скоростных трамваев и автобусов. Они пройдут по зонам, наименее обеспеченным транспортом: от Красногорска до Ленинградского шоссе, от Лыткарина до Дзержинского, из Мытищ по Ярославскому шоссе до района ТТК и т. д.

Со временем власти планируют полностью отказаться от маршруток и перейти на автобусы большой вместимости.

Общая стоимость программы еще не рассчитана, говорит Ликсутов. Осенью программу представят в правительства Москвы и Подмосковья, а также в координационный совет Минтранса по развитию транспортной системы Москвы и области.