Гражданин миллиардер

Президент группы компаний «Связной» Максим Ноготков запустил проект «Йополис» – социальную сеть в поддержку гражданских инициатив. Проект может помешать его бизнесу, предостерегает маркетолог
Президент группы компаний «Связной» Максим Ноготков/ Д. Абрамов/ Ведомости

Вчера основатель «Связного» Максим Ноготков заявил о запуске своего первого гражданского проекта – социальной сети для активных граждан «Йополис» (от английского your и греческого polis). На его разработку и запуск Ноготков уже потратил около $1 млн и планирует в 2013 г. вложить еще $5 млн.

Как рассказал Ноготков, основой проекта станет лента поводов, которую будут создавать зарегистрировавшиеся граждане. Следующий этап – обсуждение способов решения заявленных в поводах проблем и выбор наиболее эффективного. Если проблема может быть решена властью, администраторы сайта могут переадресовать заявление в нужную структуру. Если власти бездействуют или помощь вне их компетенции, к решению проблемы можно либо привлечь гражданские объединения, либо создать инициативную группу. Успешно решившие проблему граждане получают статус человека дела. На «Йополисе» можно организовать краудфандинг.

Таким образом, рассчитывают авторы проекта, можно будет решать проблемы самого разного уровня – от скамеек во дворе до законов России.

Проект поможет гражданам активнее участвовать в изменении жизни и будет стимулировать политическую конкуренцию, рассчитывает Ноготков. «Йополис», полагает он, может быть полезен и власти, позволяя эффективно распределять ресурсы и решать беспокоящие общество проблемы. Ноготков уже провел переговоры с министром по делам «открытого правительства» Михаилом Абызовым о совместной работе в трех регионах, а площадка «Йополиса» для голосования будет задействована при формировании региональных общественных палат.

На вопрос, ожидает ли он роста рисков для своего бизнеса, Ноготков ответил отрицательно: «Йополис» – гражданский ресурс, он не будет интегрирован с бизнес-проектами. Участвовать в политических проектах, как это делает поддержанный им на президентских выборах Михаил Прохоров, он не планирует.

Прохоров не стал говорить о перспективах «Йополиса».

Ресурс скорее всего будет востребован, считает президент маркетингового агентства «Контакт-эксперт» Григорий Трусов. Коммерческую выгоду основному бизнесу он вряд ли принесет, полагает он, больше шансов повлиять негативно: как только ты даешь пользователям право генерировать контент, ты берешь на себя определенные политические риски.

Сайтов, похожих на «Йополис», куда можно закинуть проблему и все ее решают, немало, в том числе и провластный «Сердитый гражданин», некоторые успели даже закрыться – как Grakon, задуманный как соцсеть для наблюдателей на выборах, говорит Дмитрий Левенец, координатор проекта «РосЖКХ». «Йополис» – не лучший: слишком сложно устроен, функционала не больше, чем у Facebook, но главное – мало возможностей для самостоятельного решения проблемы, что дискредитирует саму идею гражданской активности и самостоятельности, заключает Левенец.