iPhone по-бразильски


Регулирующие органы Бразилии отказали Apple в регистрации торговой марки iPhone. Оказалось, что это название уже зарегистрировано в этой стране компанией IGB Eletronica, работающей под брендом Gradiente. По словам представителя Национального института промышленной собственности Бразилии (INPI) Марселу Шименту, Apple оспорила решение регуляторов. В своем заявлении американская компания подчеркнула, что Gradiente в течение пяти лет не использовала зарегистрированную ею торговую марку, как того требует бразильский закон. Представитель Apple отказался от комментариев.

Бразильские регуляторы в отличие от американских коллег придерживаются правила: кто первым зарегистрировал торговую марку, тот и владеет правами независимо от статуса и состоятельности сторон. Gradiente подала заявку на регистрацию бренда IPHONE в 2000 г., т.е. за шесть лет до регистрации аналогичного бренда Apple и появления первого смартфона с таким названием. В январе 2008 г. бразильская компания получила патент на торговую марку, дающий право на ее эксклюзивное использование вплоть до 2018 г. при условии, что в течение первых пяти лет на рынке появится продукт под этой маркой.

Лишь в декабре, за несколько недель до истечения пятилетнего срока, Gradiente анонсировала смартфон под названием IPHONE Neo One. Устройство, работающее под управлением ОС Android, можно приобрести только через сайт Gradiente и в одном торговом центре в Сан-Паулу. Цена устройства – $304 (смартфон iPhone5 от Apple стоит в Бразилии от $1220).

Шименту сообщил, что INPI сейчас изучает заявку Apple. «Gradiente должна в течение 60 дней доказать, что использовала свой бренд», – говорит чиновник. При этом ограничения на использование Apple бренда iPhone относятся лишь к смартфонам, в четырех других категориях продуктов, включая программное обеспечение и даже одежду, американская компания может использовать этот бренд. И даже если через 60 дней заявка Apple не будет удовлетворена, это не приведет к немедленному запрету на продажу Apple iPhone в Бразилии – возникнет лишь риск очередной тяжбы по поводу интеллектуальной собственности. Такие споры могут длиться годами и стоить немалых средств их участникам.

Еще в декабре Gradiente заявила, что для защиты своих прав готова «принять все меры, которые используются компаниями в таких случаях». Представители Gradiente не сообщили, сколько устройств IPHONE было продано с момента выпуска продукта.

В своих ежегодных отчетах Apple подчеркивает, что по мере роста бизнеса ей приходится сталкиваться со все более многочисленными претензиями в связи с правами на интеллектуальную собственность. Часто в результате таких конфликтов компании приходится выплачивать значительные суммы в качестве возмещения ущерба или лицензионных отчислений. Иногда тяжбы приводят к запрету на продажу и маркетинг тех или иных продуктов. В 2012 г. Apple после ряда судебных процессов заплатила $60 млн за право использовать бренд iPad в Китае.

Apple не сообщает данных о продажах iPhone в Бразилии. Между тем эта страна, по прогнозам IDC, к 2016 г. займет 4-е место в мире по объему поставок смартфонов. Собственных магазинов у Apple в Бразилии нет, свои устройства она продает через местных авторизованных реселлеров и сотовых операторов, а также через собственный сайт. Компания рассчитывает вскоре открыть первый бразильский магазин в Рио-де-Жанейро.