Технологический дебют РФПИ

Российский фонд прямых инвестиций, ЕБРР и финский фонд Capman инвестируют $100 млн в Maykor - крупнейшего участника российского рынка IT-аутсорсинга. РФПИ внесет половину суммы
Кирилл Дмитриев нашел для РФПИ первый актив в сфере IT/ BLOOMBERG

Сервисная холдинговая компания

Группа IT-компаний. Совладельцы: Сергей Сульгин с партнерами. Финансовые показатели (данные компании, 2012 г.): выручка - 8,14 млрд руб. (включая НДС). прибыль не раскрывается.

В минувшую пятницу Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и фонд Capman Russia II подписали соглашение с совладельцами Сервисной холдинговой компании (бренд Maykor) об инвестициях на общую сумму $100 млн. Об этом рассказал «Ведомостям» гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. Средства будут инвестированы несколькими траншами. Общий вклад РФПИ составит $50 млн, а ЕБРР и Capman - по $25 млн. Это подтвердили «Ведомостям» старший партнер Capman Петри Саавалайнен и представитель ЕБРР Ричард Уоллис. Саавалайнен добавил, что партнеры получат «существенный миноритарный пакет» Maykor. Его размеры собеседники «Ведомостей» уточнить отказались.

Ранее аналитик «Сбербанк CIB» Михаил Ганелин оценивал 100% Maykor в $300-400 млн без долга. Если так, то после выпуска допэмиссии инвесторы могут получить 20-25% акций Maykor на троих. Это близко к действительности, считает человек, близкий к одному из участников сделки.

Для РФПИ это первая сделка в IT-бизнесе. Дмитриев говорит, что фонд заинтересовался Maykor по нескольким причинам. Во-первых, и рынок IT-услуг, и сама эта компания быстро развиваются: рынок вырос в 2012 г. на 15%, а выручка Maykor - на 88%. Уже сейчас у Maykor более 1000 предприятий-заказчиков, а в будущем, уверен Дмитриев, все больше российских компаний станут отдавать часть функций на обслуживание сторонним подрядчикам, так что рост рынка продолжится.

Второй причиной Дмитриев называет то, что Maykor - единственный общероссийский оператор IT-аутсорсинга (ее сеть состоит из 83 региональных филиалов и более чем 400 сервисных подразделений), благодаря чему она может серьезно экономить на масштабах. Кроме того, важным доводом в пользу сделки было наличие таких соинвесторов, как Capman и ЕБРР: Capman еще в 2001 г. инвестировал в шведский аналог Maykor - компанию Eltel, а в 2004 г. продал ее, обеспечив 10-кратный возврат инвестиций. У Capman было несколько успешных инвестиций в североевропейский бизнес, связанный с IT-аутсорсингом, подтверждает Саавалайнен.

Консорциум будет инвестировать в Maykor поэтапно, стремясь, чтобы вложенные деньги приносили реальную отдачу, говорит Дмитриев. Инвестиционный план сформирован, по его словам, исходя из прогноза, что в ближайшие 3-4 года бизнес Maykor вырастет «в несколько раз» и к 2016 г. компания будет готова провести IPO на Московской фондовой бирже. Capman обычно инвестирует в проекты на 3-5 лет, после чего продает доли в них, но в случае с Maykor вариантом выхода инвесторов может быть и IPO, допускает Саавалайнен.

Из всех сегментов российского IT-рынка аутсорсинг - самый быстрорастущий, говорит директор по консалтингу «IDC Россия» Тимур Фарукшин. Многие предприятия отдают обслуживание офисного и компьютерного оборудования и прочие технические функции сторонним подрядчикам, хотя есть и противоположная тенденция: некоторые крупные компании (например, Сбербанк) стремятся развивать IT-процессы внутри своей структуры. За три года рынок IT-аутсорсинга вырастет раза в полтора и, если Maykor планирует расти быстрее, у нее должна быть особая стратегия, рассуждает Фарукшин.

Средства, полученные от инвесторов, будут направлены в первую очередь на сделки слияния-поглощения, говорит вице-президент по маркетингу Maykor Ирина Семенова. По ее словам, компания намерена усилить диверсификацию портфеля услуг, а для этого планирует активно приобретать компании, оказывающие услуги IT-аутсорсинга и сервиса. В 2012 г. ее основными клиентами были торговые сети (их обслуживание принесло компании 50% всех доходов), операторы связи (13,9%) и предприятия госсектора (13,4%). О планах выхода на биржу Семенова говорить не стала.