Вещь недели: Баннер на матче Basel - Schalke 04


Матч Лиги чемпионов UEFA между футбольными клубами Basel и Schalke 04, проходивший во вторник, был прерван активистами Greenpeace. Борцы за экологию вывесили баннер: Gazprom don't foul the Arctic. Free the Arctic 30 (игра слов: to foul означает «загрязнять» и «фолить»). «Газпром» - спонсор Schalke 04 и Лиги чемпионов. 30 активистов Greenpeace, попытавшихся высадиться на арктической платформе «Газпром нефти», арестованы и содержатся в тюрьмах Мурманска.

Я поддерживал и поддерживаю европейскую маркетинговую активность «Газпрома» в футболе. Schalke 04 - серьезный клуб, и Лига чемпионов - отличная платформа для «Газпрома», чтобы заявить о себе как о цивилизованной компании, несущей европейцам блага. Но вот сейчас «Газпром» за эту свою активность огребет в Европе по полной. (Баннер в Базеле - это первая ласточка, вчера активисты Greenpeace блокировали заправки «Газпрома» в Германии, а впереди еще матчи газпромовского «Зенита» в Европе.)

Огребет не только и не столько по своей вине: основная причина - безумная внутренняя политика России, на наших глазах превращающаяся по своим последствиям в политику внешнюю. Ну вот не привыкли европейцы к тому, что борцов за экологию - даже радикальных - бросают в тюрьму до признания их виновными: извольте объясниться или проваливайте со своими законами и своим газом обратно, к снегам и медведям.

Гринписовским активистам, имевшим неосторожность провести акцию в России, теперь на своей шкуре придется узнать суть советской поговорки: «Был бы человек, а дело найдется». Кто они - пираты? Вроде главный сказал, что нет. Следователи настаивают, что пираты. А может, даже хуже того - лесбияны-гомосексуалисты? Скоро узнаем: за прокурора придумают, судья проштампует - мы в России за последнее десятилетие таких «дел» видели немало.

Идущая вразнос государственная машина корежит сама себя: одна ее часть - т. н. «правоохранительные органы» - плодит миллионные убытки другой - т. н. «национальному достоянию» (инвестиции «Газпрома» в футбольный маркетинг идут прахом, ибо работают уже не в плюс, а в минус, и предстоят еще более значительные траты, чтобы успокоить общественное мнение).

И бог бы с ним, с «Газпромом». Но через 100 с небольшим дней начнется гораздо более важное событие с точки зрения государственного пиара - Олимпийские игры в Сочи. Которые по изначальной задумке властей должны были стать прекрасным фасадом новой России для остального мира. Случай в Базеле должен был бы научить наши власти соотносить свои действия в России с тем, как они отзываются в остальном мире, - если они еще способны воспринимать входящую информацию и делать из нее правильные выводы.

Пока на это не очень похоже. Анти-антимагнитские, антипропагандистские - и что там еще принтер за оставшиеся до Игр четыре месяца напечатает - законы не на шутку возбудили мировое общественное мнение. Там это однозначно воспринимается как наступление на права меньшинств, т. е. агрессия, и плодит ответную агрессию. И что мы получим в Сочи?

Будут ли среди спортсменов и болельщиков, которые приедут в Сочи, люди нетрадиционной сексуальной ориентации? Наверняка. Могут ли оказаться среди них люди, этой ориентацией гордящиеся, которые попытаются ее продемонстрировать, т. е. заявить, что они готовы бороться за свои права любить того, кого любят? Возможно, несмотря на предостережения МОК. Я не исключаю того, что на церемонии открытия или награждения кто-нибудь из болельщиков или, пуще того, спортсменов поднимет радужный флаг. И как отреагирует наша система: их скрутят прямо на стадионе, а потом «гуманно» впаяют «двушечку»? (Кстати, у олимпийской сборной Германии форма будет радужная - правда, из пяти, а не семи цветов.)

Если не верить в теорию заговоров (а я в нее не верю), то все происходящее с внешнеполитическим пиаром России - результат деградации управленческих институтов государства, отбор в которые осуществляется лишь по принципу личной преданности. Но если верить - то где-то в вертикали власти есть отросток, который сознательно моделирует подобные ситуации, чтобы после Сочи иметь возможность заявить: «Видите, Россию действительно не любят, мы хотели как лучше, а западные провокаторы испортили нам праздник». И начать еще интенсивнее закручивать гайки во внутренней политике.

Моя жена не хочет, чтобы я ехал на Олимпиаду, - боится терактов. Я, конечно, поеду, ибо терактов не боюсь. А вот скандалов и провокаций боюсь. Журналистам, судя по всему, на Олимпиаде будет не скучно. Но, поверьте, скандалы - это последнее, о чем мне хотелось бы писать из Сочи.