Налог на парковки

Московский бизнес два года будет платить более высокий налог на недвижимость. Эксперты считают это неконституционным
М.Стулов/ Ведомости

Вчера комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил параметры налога на недвижимость юридических лиц. Промышленные предприятия будут платить, как прежде, по балансовой стоимости, а за офисную и торговую недвижимость - по их кадастровой стоимости. Налог вводится с 2014 г., предусмотрен переходный период. Для Москвы в 2014 г. ставка будет 1,5%, в 2015 г. - 1,7%, с 2016 г. - 2%; для остальных регионов в 2014 г. - 1%, в 2015 г. - 1,5%, с 2016 г. - тоже 2%.

Здание будет считаться торговым или офисным, если не менее 20% его общей площади занято предприятиями торговли и услуг или офисами с сопутствующей инфраструктурой, в том числе парковками, если они внутри здания; под действие налога подпадут все строения на земельном участке, если один из видов разрешенного использования его - размещение офисных или торговых объектов.

Применить новый налог регион сможет только после утверждения результатов местной кадастровой оценки недвижимости. По словам автора поправок депутата Николая Гончара, такая возможность пока есть только у Москвы. Скорее всего остальные регионы не успеют принять нужные законы до 2014 г., считает председатель комитета Андрей Макаров (слова Гончара и Макарова приводит «Интерфакс»).

В среду - второе чтение в Госдуме, в пятницу - третье, в следующий понедельник закон пройдет Совет Федерации, сообщил сотрудник московского правительства и подтвердил участник обсуждения в Госдуме. Москва - основной лоббист, рассказывали «Ведомостям» участники обсуждения. В версии проекта, принятой Госдумой в первом чтении, не было дифференциации на промышленную и торгово-офисную недвижимость. Но РСПП и «Русская сталь» опасались, что основная часть дополнительной нагрузки придется на реальный сектор.

Бизнес-сообщества были поддержаны в администрации президента и Федеральной антимонопольной службе. В итоге московские власти вывели в проекте из-под повышенного налога промышленные объекты, говорил чиновник мэрии. Хотя против дифференциации выступал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Дифференцированный подход - это неправильно, говорил и другой федеральный чиновник, он опасался, что документы о промышленном назначении недвижимости будут подложными. Налоговое отделение Москвы от регионов нарушает конституционное требование единства экономического пространства, считает управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев: федеральный законодатель не может устанавливать разные условия. Непонятно и то, что считать офисами, продолжает он: для IT-компаний компьютеры - средства производства, по сути, те же станки, но помещение-то фактически офисное; та же ситуация и у консультантов.