«Вымпелком» договорился с Apple

«Вымпелком» не смог отказать себе в новых iPhone/ David Paul Morris/ Bloomberg

российским оператором, у кого подписан прямой договор с Apple. Раньше такие контракты были у всех операторов «большой тройки», поскольку Apple пыталась продавать iPhone в России по общемировой модели - через операторов. В 2008 г. она заключила дистрибуторские соглашения с МТС, «Мегафоном» и «Вымпелкомом» и разрешила им ввозить iPhone для продажи в своих салонах и для отгрузки сторонним дилерам. Соглашения обязывали операторов закупать у Apple не менее определенного количества устройств: в среднем речь шла об 1-1,5 млн аппаратов за два года. Но скоро стало ясно, что такого спроса на iPhone в России нет, и операторы не продлили контракты с Apple.

«Вымпелком» подписал прямой контракт с Apple, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к оператору. Продажи iPhone 5s и iPhone 5c начнутся 25 октября в московских офисах «Билайна», а затем распространятся по всей России. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева это подтвердила, представитель Apple не прокомментировал.

«Вымпелком» объявил о партнерстве с Apple незадолго до старта официальных продаж новых iPhone в России. 10 сентября Apple показала две модели - iPhone 5s и бюджетный iPhone 5c. iPhone 5s сделан из анодированного алюминия и снабжен сканером отпечатков пальцев. Корпус iPhone 5c - пластиковый, у него менее мощный процессор.

Источник в «Вымпелкоме» говорит, что оператор вместе с Apple активно тестирует связь четвертого поколения LTE, чтобы абоненты могли получить эту услугу на новых iPhone в полном объеме. Собеседник «Ведомостей» не знает, будет ли LTE работать в iPhone, купленных не у оператора. Но источник, близкий к партнеру «Вымпелкома», заверил: Apple не станет ограничивать возможности для пользователей своих устройств. Топ-менеджер крупной розничной сети говорит, что LTE в iPhone пока не работает.

«Вымпелком» стал единственным

«Вымпелком» вел переговоры до последнего - о том, что он не продлевает контракт, стало известно летом этого года. Источник в «Вымпелкоме» объяснял, что Apple требовала от оператора слишком высоких маркетинговых затрат на продвижение iPhone в России. Кроме того, большая часть iPhone продавалась не через розницу оператора, а шла в оптовый канал - а это нерентабельный и не очень профильный бизнес для оператора. После этого у Apple не было прямых партнеров по iPhone, а первую партию недавно завез дистрибутор «Дихаус».

В этот раз условия Apple тоже «кабальные», хотя речь уже не идет о миллионах iPhone, знает источник в розничной сети: но поскольку Apple действует шире и заключает прямые контракты с большим числом партнеров, то эти условия (по закупке минимального числа iPhone и маркетингу) как бы «размазываются» на всех, говорит собеседник «Ведомостей».

МТС и «Мегафон» тоже ведут переговоры с Apple о поставках iPhone, как и все крупные ритейлеры - например, «Евросеть» и «М.видео», говорят источники в нескольких операторах и розничных сетях. Представители этих компаний это не комментируют. Источник в крупной розничной сети считает, что рынок для Apple в России уже потерян - здесь все большую долю занимают смартфоны Android. Тем не менее в первом полугодии 2013 г. доля iPhone в общих продажах смартфонов в России составила 9% против 5% в 2012 г. (данные «Евросети»).