Чиновники запутались в субсидиях

В сельском хозяйстве назревает кредитный коллапс: федеральный и региональный бюджеты задолжали аграриям почти 35 млрд руб. субсидий по инвестиционным кредитам. О пятой части своих обязательств Минсельхоз до недавнего времени вообще не знал
Государство накормило животноводов дешевыми деньгами/ Kham/ REUTERS

В конце прошлого года, когда началось накопление долга государства, мы перестали брать инвестиционные кредиты. Только погашаем те, что взяли раньше», - заявил недавно гендиректор одного из крупнейших агрохолдингов - «Русагро» Максим Басов. Портфель субсидируемых кредитов у компании - около 20 млрд руб. и к сегодняшнему дню долг государства по субсидиям перед холдингом составляет 800 млн руб., рассказывает Басов.

Если в прошлом году государство перестало платить субсидии по инвесткредитам, выданным агропроизводителям, в августе и только в некоторых регионах, то в этом году перебои начались уже в мае и практически везде, говорит гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов. На погашение долгов по субсидиям по кредитам, выданным до 1 января 2013 г., требуется 34,6 млрд руб., отмечает замминистра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев (комментарии он передал через представителя): 28,7 млрд руб. - по кредитам, размер субсидий по которым утвердила комиссия Минсельхоза, а еще 5,9 млрд руб. должны бюджеты регионов.

На развитие не остается

Директор ЗАО «Племзавод «Трудовой» из Саратовской области (3600 голов молочного стада) Сергей Байзульдинов взял в кредит 800 млн руб., из них около 600 млн руб. - на строительство молочного комплекса. С ноября прошлого года по апрель нынешнего субсидий он, по собственному признанию, не получал. Потом задолженность погасили, но теперь она набежала снова: 15 млн руб. из федерального бюджета и 2 млн руб. - из регионального. «В первую очередь гасим кредит с процентами и платим зарплаты, на развитие производства уже ничего не остается», - сетует Байзульдинов.

Его коллега из Владимирской области - гендиректор ОАО «Леднево» Виктор Самодуров говорит, что из-за задолженности в 9 млн руб. его хозяйству (1200 молочных коров) уже приходится экономить на кормах. Он уверяет, что денег от государства не видел с августа. Сейчас банк предлагает ему краткосрочный кредит по ставке 13%, а долгосрочных инвесткредитов с господдержкой, как утверждает Самодуров, он и его коллеги по молочному кооперативу получить не могут с начала года.

Первые признаки назревающего коллапса агрокомпании увидели в конце прошлого года, говорит представитель группы «Черкизово», одного из крупнейших производителей мяса, Александр Костиков, еще тогда государство перестало вовремя выполнять свои обязательства. У этой группы кредитов с господдержкой на 26 млрд руб. (общий долг на конец 2012 г. - 27,3 млрд руб.), а государство за девять месяцев 2013 г. не перечислило ей субсидий на 650 млн руб.

Басов говорит, что регулярные выплаты по субсидиям прекратились с середины 2012 г. В начале 2013 г. прошел крупный транш, погасивший практически всю задолженность, но теперь она снова набралась и сейчас составляет 800 млн руб. (портфель субсидируемых кредитов - около 20 млрд руб., общий долг на конец 2012 г. - 48,5 млрд руб.).

У «Мираторга», крупнейшего в стране производителя свинины, субсидируемых кредитов на 79 млрд руб. (общий долг не раскрывается), говорит представитель группы, но у нее особых перебоев с платежами нет: «Если задержки и случаются, то они носят технический характер и решаются в рабочем порядке».

Деньги на прорыв

По данным Росстата, с 2005 г. производство свинины выросло на 62,5% (с 1,6 млн до 2,6 млн т), мяса птицы - на 257% (с 1,4 млн до 3,6 млн т), молока - на 2,5% (с 31 млн до 31,8 млн т).

Из продуктов животноводства сократилось производство только говядины - на 12% (с 1,8 млн до 1,65 млн т).

Этот рывок был обеспечен двумя факторами: таможенно-тарифными ограничениями импорта и дешевыми деньгами, которые аграрии получили благодаря бюджетным субсидиям. «Мы превратили динамику из отрицательной в положительную. Привлечено довольно много инвестиций - всего более 100 млрд руб.», - говорил в интервью «Ведомостям» в 2007 г. тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

В 2005 г., с началом нацпроекта развития АПК, государство стало субсидировать агропроизводителям процентную ставку по инвестиционным кредитам. До 2009 г. федеральный бюджет брал на себя 2/3 ставки рефинансирования ЦБ на проекты в птицеводстве и свиноводстве (предполагалось, что еще 1/3 ставки могут взять на себя регионы) и 80% ставки рефинансирования на проекты в молочном животноводстве и производстве говядины. С 2009 г. федеральный бюджет увеличил свою долю до 80% на птицеводство и свиноводство и до 100% на крупный рогатый скот.

За четыре года, что действовал нацпроект (с 2005 по 2008 г.), объем привлеченных инвесторами кредитных ресурсов, по сведениям Минсельхоза, увеличился вчетверо - до 297,7 млрд руб., федеральные субсидии составили 25,2 млрд руб.

В 2008 г. нацпроект сменила пятилетняя госпрограмма развития АПК. За время ее действия аграрии набрали кредитов еще на 2,4 трлн руб., а федеральный бюджет перечислил 200 млрд руб. субсидий.

У «Черкизово» эффективная (с учетом субсидий) ставка по банковским кредитам на конец 2012 г. составляла 4,13% при средневзвешенной в 10,43%. У «Русагро» эффективная ставка, по словам представителя группы Сергея Трибунского, - 2,6% (средневзвешенную он не назвал).

Средняя по рынку кредитная ставка для сельхозпроизводителей - 14%, говорит аналитик «ВТБ капитала» Иван Кущ. Это, по его словам, больше, чем, например, для продуктового ритейла - 11%. Скажем, если компания берет кредит под 14%, а федеральная субсидия - 6,6%, то эффективная ставка составит 7,4%.

Как это работает

Растениевод или животновод обращается в банк со стандартным пакетом документов для получения кредита. В обеспечение банк обычно берет транспорт, недвижимость, оборудование, поручительства физических и юридических лиц, муниципальных образований и субъектов, говорит представитель Сбербанка. Обычно срок кредита - не больше восьми лет. Проект, по которому уже выдан кредит, поступает в Минсельхоз - там комиссия принимает решение о его субсидировании.

Заемщик деньги из бюджета получает только после того, как сам погасит очередной платеж по телу кредита и процентам, рассказывает Костиков. «Неуплата процентов по кредиту или части основного долга невыгодна для заемщика, так как он лишается государственной поддержки», - говорит представитель Сбербанка.

Возможно, именно поэтому до банков волна неплатежей еще не докатилась: представители ни одного из опрошенных «Ведомостями» крупнейших банков - кредиторов АПК о массовых проблемах с погашением субсидированных кредитов не сообщили.

Кредиты без счета

В августе Минсельхоз велел регионам закончить инвентаризацию всех проектов, получающих господдержку, и подсчитать, сколько требуется денег на субсидии. Оказалось, что министерство знало только о 80% обязательств по субсидированию, а из 79 регионов, в которых выдавались инвесткредиты с государственной поддержкой, только 30 все делали по закону, говорит Юрьев.

Проблема в том, что до 2009 г. Минсельхоз не занимался отбором проектов, подлежащих субсидированию, объясняет замминистра: субсидии выделялись просто на основании справки-расчета. В 2009 г. министерство взялось за отбор, но выбирать стало не конкретные кредитные договоры, а бизнес-проекты, продолжает он. Вышло, что заемщик мог увеличить стоимость всего проекта (а значит, и сумму кредита) без согласования с министерством - просто ставя его перед фактом. Другая причина - недисциплинированность регионов, которые далеко не все кредиты предоставляли на отбор комиссии, продолжает Юрьев.

В результате уже в 2010 г. денег хватать перестало: за 2010-2012 гг. из бюджета, по данным Юрьева, фактически перечислено только 81% субсидий, которые должен был платить Минсельхоз. Долги копились: в 2010 г. - 2 млрд руб., в 2011 г. - еще 5,2 млрд руб., в 2012 г. - еще 4,8 млрд руб., т. е. на конец 2012 г. федеральный Минсельхоз должен был аграриям 12 млрд руб. После инвентаризации эта сумма выросла более чем вдвое - до 28,7 млрд руб., объясняет источник в Минсельхозе.

Самыми дисциплинированными оказались Московская, Белгородская и Ростовская области. А, например, в Воронежской и Тамбовской областях и Хабаровском крае денег требовалось вдвое больше, чем перечислял бюджет, говорит замминистра.

Сотрудник правительства Воронежской области (за 2008-2012 гг. выплатило 8 млрд руб. субсидий, из которых 1,5 млрд руб. - региональные) отметил, что в этом регионе 3 млрд руб. дефицита образовалось из-за «недостатков бюджетного планирования» самого федерального Минсельхоза. «Все воронежские проекты были рассмотрены в комиссии по координации вопросов кредитования АПК при Минсельхозе и были приняты как проекты к реализации, и с учетом этого банки выдавали кредиты нашим инвесторам. Это легко проверить по документам, которые своевременно направлялись в Минсельхоз, а также по суммам, которые заложены в бюджете региона на софинансирование этих обязательств», - заявил представитель правительства Воронежской области. Но из-за некорректного планирования федеральный бюджет недофинансировал расходы и если в предыдущие годы цифры были некритическими, а дефицит покрывался в начале следующего года за счет новых поступлений, то в этом году изначально в регион было направлено втрое меньше требуемого, рассказал он «Ведомостям». Запросы в правительства Тамбовской области и Хабаровского края остались без ответа.

Надо платить

«Раз уж договорились о чем-то - надо платить», - заявил в начале октября премьер Дмитрий Медведев и поручил Минсельхозу в 10-дневный срок доложить ему о ситуации. По расчетам Минсельхоза, на погашение долгов бюджетам требуется 34,6 млрд руб.

Пока Минсельхоз сообщил, что нашел только 6,8 млрд руб. - эту сумму выделят из резервов госпрограммы развития АПК. 17 октября правительство согласовало выделение 3 млрд руб. на растениеводство и 3,874 млрд руб. на животноводство. Полностью погасить дефицит за счет средств госпрограммы на 2013-2020 гг. не получится, заявил вчера Юрьев.

Министр сельского хозяйства Николай Федоров несколько недель назад говорил, что в следующем году планирует «закрыть проблему» и «восстанавливать позиции по привлечению к принятию к субсидированию многих инвестиционных проектов». И тут же предложил поднять субсидирование из федерального бюджета с 80 до 100% ставки рефинансирования ЦБ - на это потребуется еще 18,5 млрд руб. до 2020 г. (дополнительно 1,5 млрд руб. в 2014 г., а затем в среднем по 2,3 млрд руб. в год).

Но пока и выплаты по уже взятым кредитам, похоже, остаются лишь планами - предложения Минсельхоза о выделении дополнительных денег в проекте бюджета на следующий год не учтены. Сейчас, по словам первого зампреда думского комитета по аграрным вопросам Айрата Хайруллина, проект бюджета (рассмотрение в первом чтении намечено на 25 октября) предусматривает 168 млрд руб. на финансирование сельского хозяйства. «При необходимости мы будем вносить поправки с целью компенсации всех задолженностей перед аграриями», - заверил Хайруллин. Но говорить о цифрах, которые будут фигурировать в финальной версии бюджета, пока рано, говорит он.