Политэкономия: Некраткий курс

«Плохонький, но свой». «Лишь бы не было войны». Так обычно в разных жизненных ситуациях описывается мотивация конформизма. Так работает механика «популярности» нынешнего первого лица страны. Простая, как страх обывателя перед неизведанным.

Курс Владимира Путина, не тот «краткий курс» истории, который в идеале должен сформировать «правильный» электорат, а, напротив, «некраткий курс», который должен помочь главе государства пережить 100-летие Октябрьской революции, в старой традиции именовавшейся ВОСР, одобряется 46% респондентов «Левада-центра» (против 41% неодобряющих). И самое привлекательное в этом курсе - то, что он есть. И длится, как «дольше века длится день».

В чем тайный порок и порог конформиста? Он все понимает про курс, который одобряет. Главная политическая стратегия - как можно дольше оставаться у власти, считает большинство граждан, 24%. Причем почти независимо от возраста, образования и места жительства. Только Москва и, как ни странно, село в наибольшей степени скептически относятся к мотивации главного начальника.

Никакой стратегии нет, считают 16% респондентов. 23% говорят: нет четкого курса, все решения принимаются ситуативно. Значит, граждане, пусть они и конформисты, все понимают про ручное управление, про реактивную модель власти: есть информповод - включаем технологию «решал».

28% считают, что Путин проводит «особый курс». Чичиковский - ускользающий от определений, нечеткий, с плывущим изображением. «Особый курс» - он как особый путь: его аршином общим не измерить. В него можно только верить. Ну или мириться в доминирующей логике «моя хата с краю», подчиненной фальшивому, имитационному пафосу митинга на Поклонной горе.

14% респондентов: курс Путина в чем-то либеральный, в чем-то консервативный. Ну да: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Лучшая характеристика нынешнего политического режима. Андрей Белый называл начало «Мертвых душ» Николая Гоголя «эпиталамой безличию». Так и курс Путина - безличен.

«Некраткий курс» слишком продолжителен во времени и пространстве. Время и пространство растворяют в себе его характерологические черты. К тому же и сам президент, управляя вручную, взвешивает на одних ему известных весах адекватность того или иного решения. В результате 19% затрудняются с определением характеристик курса, 21% не знают, есть ли вообще у Путина курс.

Отсутствие целеполагания, или, как говорили во времена медведевской модернизации, желаемого образа будущего, - ключевой недостаток сегодняшнего режима. Прагматизм без миссии и цели теряет свою прагматику и превращается в топтание на месте без вкуса и запаха.

Собственно, эта неопределенность курса и есть другое имя стагнации в экономике и пугливости во всех иных отраслях, включая даже культуру, мастера которой все чаще заискивающе пытаются отгадать, в какую сторону на этот раз занесет генеральную линию.

Ах, если бы она сама знала, эта таинственная кривая путинской прямой...