Универсальный порт Магомедова


В бухте Троицы Приморского края началось строительство морского «Большого порта Зарубино», сообщила администрация Приморского края. Заявленная мощность - до 60 млн т разных грузов в год. Планируется построить четыре терминала: контейнерный (грузооборотом до 1 млн TEU), зерновой (до 10 млн т), терминал генеральных и навалочных грузов (до 40 млн т) и терминал RO-RO грузов (транспортные средства) с ежегодным оборотом до 500 000 шт. Завершить проект планируется в 2017 г.

Кто реализует проект, не указано. Инициатор и основной инвестор - группа «Сумма», сообщил «Ведомостям» источник, близкий к компании. Представитель «Суммы» подтвердил, что группа планирует строительство многофункционального порта Зарубино, но от дальнейших комментариев отказался. На саммите АТЭС во Владивостоке в 2012 г. заявлялось, что «Сумма» совместно с Объединенной зерновой компанией (ОЗК, 49,99% принадлежит «Сумме») построит в бухте Троицы только зерновой терминал. Но уже тогда обсуждалось создание универсального порта, утверждает собеседник «Ведомостей». По его словам, около 60% загрузки будет обеспечивать транзит из Китая (площадка находится в 18 км от границы) и других азиатских стран.

Общая стоимость проекта - около $1 млрд, это будут инвестиции «Суммы» (собственные и привлеченные) и партнеров (включая ОЗК), говорит источник. Партнером по автомобильному терминалу может стать «Рейлтрансавто» (РТА) - СП РЖД (51%) и «Трансгрупп АС» (49%), знает сотрудник российского автоконцерна. В инвестпрограмме РТА нет стройки в Зарубине, отвечает представитель РТА. «Сумма» также рассчитывает на средства из бюджета, продолжает человек, близкий к группе. Представитель Минтранса на вопросы не ответил. Представитель ВЭБа («Сумма» и банк предварительно договорились о финансировании строительства зернового терминала) сказал, что официальной заявки от группы «Сумма» на строительство порта Зарубино не поступало. Источник пояснил, что сейчас готовится проектная и разрешительная документация, а строительство Зарубино начнется не раньше 2015 г.

Без бюджетных средств проект не обойдется - гидротехнические сооружения (причалы, проходные каналы и проч.) всегда строятся за счет государства, напоминает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Предполагаемые инвестиции и сам проект он назвал адекватными, но ограниченная пропускная способность участка железной дороги может стать проблемой.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает избыточные мощности проекта по перевалке автомобилей. К примеру, за 10 месяцев, по данным агентства, в Россию ввезено более 663 000 легковых автомобилей (минус 23%). «Соллерс» и его СП, у которых есть автомобильное производство во Владивостоке, завозят автокомплекты с помощью причальной стенки, находящейся рядом с производством машин.