Рынки: Смотреть существо договора


Лучшие мировые практики (в том числе США, Канады, Японии, Еврокомиссии) исходят из возможности применения антимонопольного законодательства к интеллектуальным правам. Рекомендации даны со стороны ОЭСР и Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO).

Денис Гаврилов. Окончил юридический факультет МГУ и аспирантуру.

С 2008 г. - в ФАС, сначала - в управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, с 2012 г. - в правовом.

Зарубежный правопорядок исходит из того, что при анализе действий правообладателя и заключенных им лицензионных договоров нужно исходить из того, направлены ли такие действия или соглашения на ограничение конкуренции, в том числе при обороте материальных товаров.

Есть договоры с нагрузкой, по которым патентообладатель обязывает лицензиата приобрести товары или право использования патентов, которые пользователю не нужны и ограничивают его предпринимательскую деятельность, не связаны с целями обращения к правообладателю, влекут дополнительные расходы. Есть и патентные пулы, в которых обмен патентами прикрывает картельный сговор.

В связи с этим можно вспомнить решение Еврокомиссии, которая обязала Microsoft предоставить права на использование Windows, чтобы не тормозить развитие рынка приложений, интернет-браузеров, почты и проч. Что произошло, мы видим: кроме Internet Explorer появились Firefox, Opera и проч. У потребителей появился выбор.

Концепция наших поправок в закон о конкуренции проста. Сейчас по закону о защите конкуренции на реализацию правообладателем своих прав не распространяются ни запрет на злоупотребление доминирующим положением, ни запрет на антиконкурентные соглашения. Мы же считаем, что нельзя исходить из самого названия «лицензионный договор», а нужно смотреть существо договора. В нем могут быть условия, касающиеся обращения товаров, ограничения конкуренции, отказа от самостоятельной деятельности. Таким образом, по проекту антимонопольные требования применяются, только если действия или соглашения, связанные с использованием исключительных прав, направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции при обращении соответствующих товаров.

В проекте много иных важных норм - например, о том, что наличие патента автоматически не влечет доминирование его владельца. Мы предлагаем, чтобы первые три года такие дела рассматривал центральный аппарат антимонопольной службы, что позволит сформировать единообразие практики.