От редакции: Крымское похолодание

Андрей Махонин/ Ведомости

Крымское похолодание» в отношениях между Россией и Западом получает новые конкретные формы. Совет министров иностранных дел НАТО во вторник решил приостановить все гражданское и военное сотрудничество между НАТО и Россией. Российские дипломаты в ответ заговорили о том, что со временем НАТО, как и после августовской войны с Грузией 2008 г., вернется к прежнему формату отношений.

Демарш Брюсселя не затронет важнейшие совместные проекты по Афганистану, в частности оснащения его армии российскими вертолетами и обучения афганского персонала. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил также о желании блока сохранить сотрудничество в борьбе с наркотиками. Речь может идти о прекращении совместных военных учений, сотрудничестве кораблей и подразделений спецназначения в антитеррористических и антипиратских операциях. Кроме того, могут резко сократиться зарубежные обучение и стажировки российских офицеров, а также заключение новых контрактов на поставку вооружения и амуниции. Вероятно, что Брюссель также откажется финансировать научные программы: создание системы дистанционной медицинской помощи, разработку в отечественных университетах и НИИ новых методов и приборов выявления взрывчатых веществ, наркотиков. Грантов НАТО могут также лишиться российские конструкторы устройств транспортировки опасных материалов, микрочипов и других технологий. Кроме того, отмечает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, США могут отказаться закупать российские ракетные двигатели.

На первый взгляд, все это выглядит лишь как символический жест.

Но этот жест запускает негативный процесс: закрытость будет стимулировать взаимную подозрительность сторон, укрепит старые и породит новые взаимные предубеждения.

Речь идет и о вполне практических последствиях похолодания в отношениях Восток - Запад. Нынешнее сокращение сотрудничества с НАТО может негативно сказаться на взаимодействии воинских подразделений в случае необходимости совместных действий в нынешних и будущих миротворческих операциях. Кроме того, затруднится доступ к новейшим технологиям связи, разведки и управления, которые по-прежнему необходимы российской армии и ВПК.

Ухудшение отношений с НАТО может усилить напряженность на периметре российской сферы влияния. В частности, прекращение транзита военной техники из Афганистана может, по мнению эксперта Центра Карнеги Петра Топычканова, привести к ее передаче Афганистану, Узбекистану и Индии, что изменит баланс сил в регионе. Кроме того, Россия, присоединив Крым, всколыхнула страхи соседей, которые просят НАТО об усилении воинских контингентов и новом вооружении. Североатлантический альянс получил от Москвы неожиданный подарок - образ забытой было «угрозы с Востока», благодаря которой блок может оправдывать свое дальнейшее существование.