Германия взялась за ум


Германия старается быть на переднем рубеже цифровой революции. На заводе Siemens в городке Амберге (производит автоматизированное оборудование для заводов BASF, Bayer, Daimler, BMW и других компаний) с помощью интернета организована коммуникация между 1000 его производственных единиц. Большинство из них могут передавать друг другу информацию и собирать компоненты без ввода данных человеком.

Завод в Амберге - один из первых примеров совместных попыток немецкого правительства, компаний, университетов и исследовательских институтов, стремящихся разработать полностью автоматизированные «умные» заводы, работающие на интернет-технологиях. Они будут производить полностью индивидуализированные продукты, когда они находятся еще в цехах: незаконченный продукт на сборочной линии будет «сам говорить машине, что необходимо сделать». Так это объясняет Вольфганг Вальстер, сопредседатель совета директоров этого совместного проекта, известного под названием Industrie 4.0.

Эта инициатива должна помочь промышленному производству Германии - основе крупнейшей экономики Европы - оставаться конкурентоспособным на мировом рынке, несмотря на более низкие трудовые издержки в развивающихся странах и возрождение промышленности США. В основе проекта - так называемый интернет вещей, когда физическое оборудование имеет выход в сеть. В этом году Google приобрела за $3,2 млрд Nest Labs, выпускающую термостаты, которыми можно управлять с помощью смартфонов и аналогичных устройств.

Развитие «умного» производства находится на начальной стадии. Но Немецкий исследовательский центр по искусственному интеллекту (DFKI) вместе с промышленными компаниями работал над некоторыми наиболее передовыми разработками в этой области. На тестовой «умной» фабрике DFKI в Кайзерслаутерне BASF выпускала индивидуализированные шампуни и виды жидкого мыла. Процесс происходил так: через интернет делался тестовый заказ, а радиопередатчики, прикрепленные к находящимся на конвейере пустым бутылочкам, сразу передавали производственным машинам, какие требуются наполнители, ароматы, крышечки и этикетки.

Завод Siemens в Амберге демонстрирует, на что уже способны подобные заводы. В течение 25 лет на нем постепенно внедрялись цифровые технологии, и теперь автоматизировано около 75% производства, а 1150 сотрудников в основном работают за компьютерами и отслеживают процесс. Но до момента разработки самостоятельно работающей системы может пройти еще десяток лет. Помимо завода в Амберге к «умному» производству идут предприятия компаний Wittenstein, выпускающей электромоторы, и Robert Bosch, на чьем конвейере производится гидравлическое оборудование.

Министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль видит опасность в том, что американские компании, включая Google, будут доминировать в отрасли интернет-данных. Но руководителей немецких компаний это не сильно беспокоит. Когда дело доходит до интернета вещей, необходимо нечто большее, чем компьютерные программы, отмечает член совета директоров Bosch Вернер Струт: нужны товары, которые можно потрогать.