Китайский выход из российского кризиса

«Спортмастер» ждет затяжного потребительского спада в России, в это время компания сосредоточится на развитии в Китае. Через пять лет сеть «Спортмастер» в Китае может стать больше российской
Сеть «Спортмастер» ожидает стагнацию на российском розничном рынке/ А. Махонин/ Ведомости

Один из крупнейших продавцов одежды и обуви в России - группа компаний «Спортмастер» (развивает сеть одноименных спортивных магазинов и магазины одежды O'stin) ждет затяжной стагнации на розничном рынке России. «Мы серьезно сократили планы по росту на 2014 и 2015 гг.», - сказал директор департамента недвижимости группы Николай Юськив.

По итогам 2014 г. ГК «Спортмастер» откроет около 55 спортивных магазинов и около 100 магазинов O'stin. Изначальные планы были в два раза выше, сказал Юськив «Ведомостям». На 2015 г. планы еще сдержаннее: не более 30 точек «Спортмастер» и не более 50 - O'stin, уточнил топ-менеджер.

«Сейчас мы не ведем никаких поисков [площадок под новые магазины], мы прогнозируем серьезное ухудшение ситуации в будущем, поэтому активных действий по расширению не планируем», - рассказал Юськив. У «Спортмастера» широкая география, есть Китай - компания найдет, куда направить свои силы помимо российского рынка, заявил ее топ-менеджер.

Первые магазины в Китае группа «Спортмастер» открыла в марте 2014 г.: сейчас там работает 10 «Спортмастеров» и около 20 O'stin. Ближайший, 2015-й, год компания считает тестовым периодом: «Наша задача - правильно протестировать рынок, мы адаптируем товар, поэтому пока обороты низкие».

«Если мы правильно пройдем тестовый период, то через пять лет в Китае у нас должно быть больше магазинов, чем в России», - сказал топ-менеджер. Конкуренция с местными игроками высока, но такого формата (магазины от 1000 кв. м с большой долей товаров под собственной торговой маркой. - «Ведомости»), как «Спортмастер», в Китае нет, добавил Юськив.

«Спортмастер» - вторая по количеству магазинов сеть спорттоваров в России после Adidas (по данным Infoline), у нее более 400 магазинов в России и странах СНГ. Adidas заявила о сокращении планов роста в России еще в августе этого года. Гендиректор немецкого производителя спортивной экипировки и товаров Херберт Хайнер рассказал тогда «Ведомостям», что группа откроет в 2014 г. 80 магазинов двух брендов вместо 150, в 2015 г. - тоже 80 магазинов вместо 150. Таким образом, к концу этого года у Adidas Group будет около 1100 магазинов в России и около 1200 - к концу следующего.

Другой крупный ритейлер одежды и обуви, Melon Fashion Group (почти 700 магазинов befree, Zarina и др.), уже в этом году серьезно урезал планы роста сети - до 100 с небольшим новых точек. Темпы роста на 2015 г. будут вчетверо ниже - максимум 25 новых магазинов, сказала директор по развитию MFG Екатерина Пригода.

Ситуация сейчас не называется кризисом, она называется «изменение реальности», считает Юськив: «Вы думаете, что будет, как в 2008 г.: сейчас все попадало, а за год все повырастает? Но теперь правила игры не такие, как раньше, и выход будет иной».