Электрички приехали в суд

«Дочка» РЖД взыскивает с Ростовской области 356 млн руб. компенсации за пригородные перевозки пассажиров. Регион платит не все, так как не согласен с расходами монополии
РЖД и Ростовская область спорят из-за затрат монополии на перевозку электричками/ А. Махонин/ Ведомости

Ростовский арбитраж 24 декабря начнет рассматривать иск Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании (СКППК, «дочка» РЖД) о взыскании с областного минтранса 356 млн руб. убытков за перевозку по регулируемым тарифам в 2010 г., сообщается на сайте Высшего арбитражного суда. Судебная тяжба тянется уже год, СКППК выигрывала процесс в двух инстанциях: аудиторская проверка показала, что расходы компании от перевозки пассажиров в 2010 г. в Ростовской области превысили доходы на сумму иска, а так как тариф (9 руб. за зону, 10 км) утвердила администрация области, то она обязана возместить убытки.

«Ласточки» еще убыточнее. 1,5

миллиарда рублей достигнут убытки РЖД за апрель - декабрь 2014 г. от перевозки по регулируемым тарифам электропоездами «Ласточка» в Сочинском регионе. Это с учетом того, что с конца сентября количество поездов сокращалось и к 1 декабря от 80 поездов осталось только 22. Убытки СКППК за 2011-2013 гг. от перевозки примерно 120 поездами в Ростовской области составили 430 млн руб. «Ласточки», которые выпускает СП Siemens и «Синары», в несколько раз дороже российских электричек.

ОАО «Северо-кавказская пригородная пассажирская компания» (Ростов)

Акционеры: РЖД (74%), ГУАТП Ростовской области «Ростовавтодортранс» (26%). Финансовые показатели (РСБУ, 2013 г.): выручка - 1 млрд руб., чистый убыток - 543 млн руб.

Однако в ноябре федеральный арбитраж Северо-Кавказского округа эти решения отменил и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию: экономически обоснованный тариф на перевозки не утверждался, а в общих расходах СКППК могут быть статьи, не связанные с тарифным регулированием, например управленческие ошибки, утрата или повреждение имущества и т. д. - такие убытки не должны быть возложены на Ростовскую область, мотивировала коллегия. Кассация указала, что СКППК стоит путем судебной экспертизы с привлечением региональной службы по тарифам установить экономически обоснованный тариф и взыскать с области только межтарифную разницу.

СКППК перевозит пассажиров в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и пяти кавказских республиках, в 2013 г. в ее расписании было 305 поездов («поезд» - рейс по одному маршруту в одном направлении), на Ростовскую область приходилось почти 40% всех поездов - 118, говорится в годовом отчете СКППК.

В пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД, филиал РЖД) «Ведомостям» рассказали, что убытки от регулируемого тарифа область не компенсирует в полном объеме и в конце года будет подан иск о взыскании убытков за 2011 г., а в следующем году - иск за 2012 г.

Правительство области в 2014 г. перечислило СКППК 248 млн руб. за перевозку льготников и в качестве компенсации межтарифной разницы, в 2011-2013 гг. перечислялось примерно по 230 млн руб., говорит областной чиновник. «Область не считает расходы обоснованными, СКППК арендует у РЖД (т. е., по сути, сама у себя) подвижной состав, и это очень серьезные затраты, СКППК недополучает доход, предоставляя льготы на проезд железнодорожникам, и все это хотят повесить на областной бюджет», - продолжает собеседник. Он добавляет, что в этом году СКППК примерно на треть сократила количество поездов в области.

Расходы СКППК по РСБУ в 2013 г. составили 1,84 млрд руб., в том числе были заключены два договора аренды у РЖД подвижного состава на 1,37 млрд руб., говорится в отчетности компании. В прошлом году СКППК перевезла во всех восьми регионах 25,63 млн пассажиров, из них 1,25 млн - железнодорожников.

В пресс-службе СКЖД вчера не смогли уточнить, сколько вагонов и тяги арендует СКППК. «Говорить об обоснованности или необоснованности затрат на аренду состава тяжело, так как речь идет о монополии, нет базы для расчетов, нет рынка. Для таких расчетов нужен орган уровня Счетной палаты и глубокий анализ, сомневаюсь, что судебная экспертиза с этим справится и области удастся что-то всерьез отстоять», - сказал гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. Лучший путь, по мнению эксперта, - изменить систему субсидирования: установить для электричек реальный тариф и дотировать напрямую граждан, которые смогут выбрать между железнодорожным и автомобильным транспортом; РЖД в условиях конкуренции придется повышать эффективность.