Щиты опустели

С начала года в Новосибирске опустели рекламные щиты. Эксперты и операторы не исключают, что в этом году падение рынка наружной рекламы может достичь 20%
Наружные рекламные конструкции в Новосибирске заняты лишь наполовину/ М. Стулов/ Ведомости

В Новосибирске рекламой занято лишь 30% наружных рекламоносителей, утверждает гендиректор местного рекламного агентства «Голливуд» Анатолий Савенко. По его подсчетам, объем рынка наружной рекламы в городе снизился с 1,56 млрд руб. в 2013 г. до 1,38 млрд руб. в 2014 г., при том что цены на размещение рекламы выросли за год на 13%.

Председатель комитета рекламы и информации мэрии Новосибирска Сергей Мурзинцев считает, что рекламные площади заняты на 40-50%, тогда как обычно это 85-87%. «Обычно в январе у рекламных агентств на руках уже есть контракты на размещение рекламы с февраля, сейчас их нет, старые закончились, а новые не подписаны», - говорит чиновник. По данным Мурзинцева, рекламные агентства с начала года вынужденно снизили расценки на размещение от 10 до 30%. Савенко утверждает, что цены не снизились, но впервые за последние пять лет и не выросли. Но дисконт на продажи рекламных площадей на март в этом году действительно выше: 20% против 15% в прошлом году. На самом деле с учетом «массовых дисконтов» реально цены снизились уже в прошлом году, признает Савенко.

У «Эспар-аналитик» другие сведения за прошлый год: по ее подсчетам, новосибирский рынок наружной рекламы вырос на 17,4% к 2013 г. за счет роста цен на размещение. Однако объем рынка в 2014 г. она оценивает в 1 млрд руб.: «Эспар-аналитик» насчитывает в Новосибирске 3111 рекламных конструкций, а «Голливуд» - 4500.

В одном Савенко и Березкин сходятся: в 2015 г. падение рынка может составить до 20%.

Меньше дают рекламы автодилеры, кредитные организации - на тех и других приходилось по 10-15% наружной рекламы, говорит Мурзинцев. «Конструкция на Красном пр-те, 17, занятая обычно автомобильными марками, весь прошлый год простояла пустая, хотя в 2013 г. ее занятость была 90%», - отмечает Савенко. После ухода табачных компаний и до начала 2015 г. львиную долю рынка удерживали производители и продавцы электроники, но с середины 2014 г. объемы их размещения на наружных рекламоносителях снизились на 30-40%, продолжает Мурзинцев. Чиновник приводит пример «одного из крупнейших в мире производителей электроники», который в декабре 2014 г. еще не имел маркетингового бюджета и «обещал принять его по итогам работы в I квартале 2015 г.», но не называет компанию.

Савенко прибавляет к снизившим в прошлом году активность рекламодателям еще сотовые компании. По его словам, из большой четверки сотовых операторов была заметна только Telе2. Пресс-службы «Вымпелкома» и МТС утверждают, впрочем, что их компании в прошлом году расходы на наружную рекламу не снижали.

Весь год простояли пустыми крышные установки «Дизайнмастера» на перекрестке ул. Гоголя и Красного пр-та - до кризиса они продавались по 180 000 руб., не были загружены конструкции Gallery на пл. Калинина и на железнодорожном вокзале, перечисляет Савенко.

С гендиректором «Дизайнмастера» Валентином Тихонюком и директором новосибирского офиса Валерием Рыковым в компании соединить отказались. В новосибирском офисе Gallery адресовали в центральный офис, пресс-служба компании оставила вопросы «Ведомостей» без ответа.

В кризис на рекламном рынке первыми страдают наружная реклама и печатные СМИ, в которых эффективность рекламы не поддается счету, говорит управляющий партнер Inmar Relations Марина Харитонова. «Решения, которые принимались в ноябре - декабре прошлого года, отменены вовсе или приостановлены на неопределенный срок, большинство проектов стоят на паузе», - отмечает она. Определиться со стратегией и расходами на рекламу компании обещают в феврале-марте, говорят президент группы компаний Petra Владимир Верхоланцев и Мурзинцев.

Представители двух крупных банков и трех крупных производителей продуктов подтвердили «Ведомостям», что в этом году снижают расходы на рекламу, а рекламные бюджеты еще не утвердили. А директор по маркетингу и продажам «Сибакадемстроя» Динар Зарипов рассказал, что на наружную рекламу они, как и в прошлом году, потратят 25% рекламного бюджета, который, кстати, вырос на 19%.