НПФ «Благосостояние» стал контролирующим акционером «Мостотреста»

Возможно, это понадобилось, чтобы вывести компанию из-под санкций
«Мостотрест» сообщил, что его основным акционером стал негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние»/ С.Портер/ Ведомости

«Мостотрест» сообщил, что его основным акционером стал негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние». «ТФК-финанс» (структура НПФ), владевшая 25% «Мостотреста», приобрела за 10,4 млрд руб. еще 38,63% у Marc O’Polo Investments, теперь «Благосостояние» контролирует 63,63% крупнейшего генподрядчика страны.

НПФ «Благосостояние» был учрежден в 1996 г. ОАО «РЖД» и общественными организациями железнодорожников. В III квартале 2014 г., сообщает НПФ на сайте, собственное имущество фонда стоило 239 млрд руб., пенсионные резервы превысили 234 млрд руб., клиентов у фонда 1,18 млн человек, пенсию от него получают 312 000 человек. Среди активов «Благосостояния» – акции порта Усть-Луга, Новороссийского морского торгового порта, «Трансконтейнера», страховщика ЖАСО, много недвижимости.

Marc O’Polo на 68,45% принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга, оставшиеся 31,55% в равных долях – топ-менеджерам «Н-транса» Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову. Старший Ротенберг стал акционером «Мостотреста» в 2007 г., в 2010 г. увеличил долю, купив пакет нынешнего министра открытого правительства Михаила Абызова, а в прошлом году продал свою долю сыну. За время, пока «Мостотрестом» владеют Ротенберги, финансовые показатели компании улучшились: выручка в 2009 г. была 79 млрд руб., а портфель заказов на середину 2010 г. – 201 млрд; в прошлом году выручка достигла 150,5 млрд, а портфель проектов – 352 млрд руб.

«Мостотрест» – одна из самых успешных компаний в России с эффективным менеджментом в инфраструктурном строительстве, говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков, среди ее главных строек – участки скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург, дорога к Сколкову, реконструкция Бусиновской развязки в Москве; содержание, ремонт и эксплуатация двух участков дороги «Дон» (225–633-й и 517–544-й км).

«Мостотрест» – одна из немногих компаний, которая завершила олимпийские проекты без больших убытков и не набрала больших долгов – всего около 11,5 млрд руб.

Не очень понятно, почему акционеры решили продать свою долю именно сейчас, продолжает Рожков, да и пакет продан с очень большим дисконтом – на 44–50% по сравнению с аналогичными компаниями в развитых странах и 50–80% в развивающихся.

И представитель Ротенберга, и представитель «Н-транса» объяснили сделку тем, что партнерам поступило хорошее предложение. Николаеву, Мишину и Филатову принадлежало по 4% компании, эти инвестиции не были стратегическими, сообщил их представитель.

Сделка скорее всего номинальная, полагает Алексей Безбородов, гендиректор агентства Infranews: компания была вынуждена пойти на этот шаг, чтобы защититься от возможных санкций (в список США и Евросоюза попал Аркадий Ротенберг). Знакомый Ротенбергов говорит, что фактически владельцы пакета не изменились, актив остался в тех же руках. О том же сообщает и близкий к «Мостотресту» человек.

Ротенбергам нужно вывести «Мостотрест» из-под возможных санкций, появление у «Мостотреста» другого, не связанного с ними контролирующего акционера это позволяет, продолжает один из собеседников «Ведомостей».

Безбородов не исключает, что теперь компания может принять участие в строительстве Керченского моста (цена – 228,3 млрд руб.) как субподрядчик. А генподрядчиком ее строительства назначена компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Безбородов напоминает, что в распоряжении о строительстве моста есть пункт о том, что санкции в отношении России или подрядчика не будут считаться обстоятельством непреодолимой силы, теоретически такие проблемы могут возникнуть у генподрядной компании.

Николаев, Мишин и Филатов больше не акционеры «Мостотреста», сообщил «Ведомостям» представитель «Н-транса».

«Ни Игоря Ротенберга, ни других членов семьи в «Мостотресте» нет», – заверил представитель Игоря Ротенберга.

Представитель НПФ «Благосостояние» от комментариев отказался.

Такие слухи могут подогреваться спекулянтами, не исключает близкий к компании человек. По закону «ТФК-финанс» направит остальным акционерам «Мостотреста» публичную оферту о приобретении у них акций по цене 92,13 руб.

«Компания работает на рынке более 85 лет, имела разные формы собственности и разных акционеров, но основными ее конкурентными преимуществами остаются высокая квалификация специалистов, современные технологии, колоссальный опыт и репутация», – говорит представитель «Мостотреста».