От редакции: Запасной ресурс

Вчера вице-премьер Сергей Иванов внес свой вклад в дискуссию об отношении российского государства к человеку. Выступая на торжественном собрании, посвященном 150-летию со дня рождения изобретателя радио Александра Попова, Иванов сказал: «Мы полностью сознаем, что Россия богата не только углеводородными ресурсами. Люди – вот наша «вторая нефть», которая в условиях становления экономики знаний по своему значению вскоре займет заслуженное первое место» (цитата «РИА Новости»). Понятно, что он хотел сказать. «Крупномасштабные инвестиции в человеческий капитал – наш абсолютный национальный приоритет» – это другая цитата из выступления.

Но раз уж сказано нефть, значит, речь идет об экспортном ресурсе. И действительно, за постсоветские годы Россию покинуло более 200 000 ученых и инженеров. Еще около 1 млн ученых за тот же период прекратили занятия наукой и ушли в частный сектор или на госслужбу. Таковы оценки Всемирного банка.

Примеры заботы о талантливых людях известны. Тот же Сергей Иванов в бытность министром обороны стал инициатором отмены отсрочек от армии для «талантливых балалаечников». А совсем недавно в строевые части для прохождения службы срочно были вызваны все армейские спортсмены (Минобороны решило упразднить ЦСКА как «непрофильный актив»).

На совершенствование человеческого капитала направлены, видимо, и чиновничьи поборы с бизнеса. Россия – самая коррумпированная из 22 крупнейших экономик мира (по данным Transparency International). Теневые издержки бизнеса на преодоление бюрократических барьеров составляют 6–7%. И это не гарантия того, что бизнесмен не попадет в другой государственный инвестпроект – тюрьму. Число заключенных растет, и сокращается число дел, рассмотренных судами присяжных. Суды удовлетворяют 98% ходатайств прокуроров о продлении срока содержания под стражей во время следствия.

С другой стороны, метафора о «второй нефти» оказывается неожиданно правдивой (можно спорить лишь о числительном: вторая, или пятая, или десятая). Внимание к людям проявилось у чиновников тогда, когда первая нефть сильно подешевела. Интересно, какова цена отсечения.