Численность спецслужб и расходы на них выросли

Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». Эту цитату из Бенджамина Франклина в последние два дня мне приходилось слышать едва ли не чаще всего.

Противопоставление политических и гражданских свобод и пресловутой «безопасности», якобы ради которой в прошедшее десятилетие эти свободы неуклонно демонтировались, служило ключевым обоснованием «укрепления вертикали власти». «Мы не вправе <...> ставить под угрозу безопасность наших граждан ради каких-то абстрактных теорий», – писал осенью президент Медведев в своей статье «Вперед, Россия!», отвечая на требования о политической либерализации.

В понедельник в московском метро прогремели взрывы, унесшие жизни, по предварительным данным, 39 человек, ранено 83. Это крупнейшие теракты в Москве за шесть лет (6 февраля 2004 г. в результате взрыва в поезде метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» погиб 41 человек, около 250 было ранено).

Взрывы в Москве – не случайность, а продолжение тенденции резкого роста террористической угрозы. В декабре полпред президента в ЮФО Владимир Устинов сообщил, что число террористических нападений боевиков на Северном Кавказе выросло в 2009 г. почти на 40%. В ноябре 2009 г. мы стали свидетелями подрыва «Невского экспресса».

Россия вновь возвращается во времена хаотического террора ранних 2000-х. И это – несмотря на то, что расходы федерального бюджета на безопасность и правоохранительную деятельность выросли с $2,8 млрд в бюджете 2000 г. до $31,3 млрд в бюджете-2009, с 1,5% до 2,6% ВВП. Расходы бюджета на спецслужбы превышают расходы на здравоохранение и образование, вместе взятые. Суммарная численность сотрудников спецслужб, ранее входивших в состав КГБ СССР, перевалила за 2 млн, намного превысив численность личного состава армии. Такого не было даже в советское время.

Не помогло, как видно, и «усмирение» Чечни, которым путинцы хвастаются чуть ли не как главным достижением своей антитеррористической политики.

Сейчас охранители в попытках оправдать чудовищную неэффективность спецслужб продвигают тезис о том, что в беспокойных странах – например, Израиле – теракты все равно происходят, невзирая на предпринимаемые сверхмеры безопасности. Однако в Израиле налицо очевидный неурегулированный политический конфликт с палестинцами. В России же, по официальной версии, путем военного усмирения Чечни политические предпосылки терроризма вроде бы удалось «искоренить», разве нет? Год назад в Чечне даже был показательно отменен режим КТО.

Отбирая у нас свободы, власти так и не обеспечили нам пресловутой безопасности. Важнейшие коммуникации Москвы – дырявое решето для произвола террористов, невзирая на близость штаб-квартиры ФСБ, находящейся в считанных метрах от места взрыва на станции «Лубянка». Это – полный провал. Этим властям пора уходить.