Мнения
Бесплатный
Александр Лункин
Статья опубликована в № 2575 от 01.04.2010 под заголовком: Демография: Миграция во спасение

Не ограничивать, а поощрять миграцию

Изменение качества российской экономики и модернизация страны в ее нынешних границах невозможны без новой миграционной политики. Более того, есть реальная угроза и самому существованию России. Миграционная политика должна стать более либеральной хотя бы потому, что России элементарно не хватает трудоспособного населения для той территории, которой она обладает.

Россия по-прежнему, даже после распада СССР, лидирует по площади занимаемой территории. При этом плотность населения в стране значительно меньше, чем в других больших государствах: у нас это 1–4 человека на 1 кв. км по сравнению с 10 в Канаде, 30 в США, 230 в Германии, не говоря уже об Индии и Китае.

Более того, на протяжении двух десятилетий численность населения страны постоянно убывает, и даже принимаемые меры, направленные на стимулирование рождаемости, вкупе со значительной миграцией граждан с постсоветского пространства после распада СССР не компенсируют эту убыль. Ежегодно российское население убывает примерно на миллион человек. Страна переживает острый демографический кризис.

В России есть и перенаселенные территории с высоким уровнем безработицы, которую невозможно победить без внутренней миграции (это относится практически ко всем северокавказским республикам, но особенно к Ингушетии и Дагестану). Проблема состоит в том, что имеющегося количества трудовых ресурсов нам просто может не хватить для достижения запланированных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ показателей роста экономики. Причем даже при условии восстановления и долгого сохранения докризисной конъюнктуры нефтегазовых цен.

Сейчас численность занятых в российской экономике составляет около 70 млн человек. Но при сохранении существующих демографических тенденций к 2026 г. она может сократиться на 18 млн человек. Такие потери не в состоянии возместить даже инновационный рывок, на который рассчитывает руководство России. Не менее остро стоит вопрос национальной безопасности. Принимая во внимание, что более 40% всех запасов природных ресурсов – богатства недр, питьевая вода – сосредоточены в России, долговременное существование территории со стремительно убывающим населением просто невозможно. В такой ситуации единственный выход – стимулирование миграции.

Пока у государства не очень получается реализовать уже заявленные цели миграционной политики. Принятая 3,5 года назад программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом, буксует. Согласно этой программе к 2009 г. планировалось привлечь в страну 300 000 человек, однако переехало менее 10 000. Авторы программы ориентировались на цифру 25 млн русскоязычного населения, живущего на постсоветском пространстве за пределами России. Однако практически все, кто имел возможность или хотел переехать в Россию, за два десятилетия после гибели СССР уже сделали это. Так что миграционную политику неизбежно придется корректировать.

Во-первых, необходимо либерализовать миграцию из стран дальнего зарубежья – просто потому, что миграционный потенциал бывших республик СССР в значительной степени исчерпан. Во-вторых, необходимо принципиально изменить подход к миграционной политике: переориентировать ее фактически с ограничения миграционного притока на активное привлечение иммигрантов в страну. И сделать это не только на словах, но и на деле, что потребует включения соответствующих миграционных разделов в федеральные и региональные программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, строительства и реконструкции жилья.

Важно не зацикливаться на идее привлечения исключительно высококвалифицированных мигрантов (конечно же, оставляя эту цель приоритетной) – такая рабочая сила и за рубежом обычно хорошо трудоустроена. Конечно, замечательно сделать Россию привлекательной для ученых и специалистов в высокотехнологичных отраслях. Но пока трудно себе представить, что обитатели Кремниевой долины в Калифорнии завтра соберут вещи и дружно отправятся работать на Смоленщину (хотя к этому надо стремиться!). Пока же российские государственные или крупные частные компании могут точечно, в индивидуальном порядке, перекупать конкретных специалистов, способных научить нас тому, что мы сами делаем хуже других.

В свете экономического кризиса не так давно с разных сторон звучали призывы «упорядочить миграционную политику» вплоть до насильственной депортации всех мигрантов из страны. Хорошо, что Федеральная миграционная служба стойко держит удар, адекватно реагируя на быстро меняющуюся обстановку.

Принципиально важно на уровне государственной пропаганды способствовать преодолению бытовой неприязни к мигрантам в обществе. Важно прямо говорить, что большинство мигрантов в России сейчас занимают те рабочие места, на которые не претендуют местные работники, – речь идет о непрестижной и сезонной работе. Более того, любая иммиграция обеспечивает приток инвестиций и создает дополнительные рабочие места.

Необходимо учитывать международный опыт как путей привлечения мигрантов, так и борьбы с незаконной миграцией. Если мы хотим позаботиться о привлечении квалифицированных специалистов, следует ввести используемую в США, Канаде, Великобритании, Австралии балльную систему оценки способностей потенциальных мигрантов. В свою очередь, за организацию нелегального трафика мигрантов в России, как и во многих странах, надо установить уголовную ответственность.

Важно наконец осознать, что мы живем в глобальной экономике, где все менее заметны объективные границы в распространении информации, знаний, технологий. Россия должна быть открыта миру, в том числе и для того, чтобы наверстать свое технологическое отставание, иметь возможность не только отдавать более развитым странам свои лучшие трудовые ресурсы, но и черпать эти ресурсы в других государствах.

Тогда миграционная политика станет тем инструментом, который позволит обеспечить новое качество развития России в XXI в.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать