Пассажиров метро можно проверять только выборочно

Через три года в стране появится комплексная система обеспечения безопасности на транспорте, а самые уязвимые объекты будут защищены от террористов в течение года. Указ об этом вчера подписал президент Дмитрий Медведев. Из чего будет состоять система безопасности и сколько она будет стоить, власти пока не говорят – программу еще предстоит разработать.

Самый уязвимый объект транспорта, разумеется, метро, которое отличается огромным пассажиропотоком (московское метро перевозит 8 млн пассажиров в день, лондонское – 3 млн). Поэтому меры безопасности, применяемые в аэропортах, невозможно использовать в метрополитене – они в несколько сотен раз сократили бы его пропускную способность.

Тем не менее в мире есть успешные примеры защиты метрополитена от терроризма. Мировым лидером в этом считается лондонская подземка, полностью переоборудованная после терактов 2005 г. Система видеонаблюдения в лондонском метро создавалась еще до атаки террористов. К 2005 г. интеллектуальная сеть видеонаблюдения за перемещением пассажиров насчитывала 6000 камер. В прошлом году их было уже 8500, к 2011-му будет 12 000. Причем после взрывов все аналоговые камеры были заменены цифровыми, у которых выше качество изображения. Сегодня никто не может войти в лондонское метро, не будучи запечатленным на видео.

Чтобы было легче просматривать станции, была изменена даже их архитектура. Было усилено освещение, а вместо урн для мусора установлены корзины с прозрачными мешками. Сиденья в вагонах решетчатые, просматриваются насквозь. В лондонском метро применяется и выборочная проверка багажа пассажиров. Если накануне терактов 2005 г. на станциях дежурило 450 полицейских, теперь их в полтора раза больше.

Защита от терроризма – недешевое удовольствие. На модернизацию системы безопасности лондонского метрополитена было потрачено 14,8 млрд евро. В прошлом году обсуждались новые меры: внедрение автоматизированной системы распознавания по видеоизображению лиц, находящихся в розыске, и установка сканеров взрывчатых веществ. Но англичане отказались от них из-за дороговизны и несовершенства.

К сожалению, до сих пор в мире не существует технологий, позволяющих выделить в толпе человека, несущего взрывчатку.

Все существующие методы основаны на том, чтобы выборочно проверять подозрительных пассажиров и их багаж. Ученые всего мира работают над поиском эффективных сканеров взрывчатки, но пока далеки от результата. К примеру, в американских и израильских аэропортах с прошлого года устанавливают «раздевающие» сканеры. Они проникают сквозь одежду и видят металл, керамику и пластик даже диаметром всего 1 мм. Однако эти сканеры не способны определить взрывчатку по химическому составу и бессильны перед потоком людей.

Наиболее надежной технологией поиска взрывчатки по-прежнему остается обоняние. Спецслужбы используют собак уже несколько десятилетий, несмотря на то что их долго и дорого тренировать. Чтобы оснастить все выходы 180 станций московского метро, понадобится минимум 360 собак с сопровождающими. По сравнению с человеческими жизнями затраты на эту меру безопасности были бы разумными. Но опять же, если вспомнить, что творится на станциях метро в час пик, эта технология оказывается уязвимой.

Чуть лучше обстоит дело с защитой метро от бактериологического оружия. Например, бостонское метро оснащено системой, которая включает в себя детекторы химического и биологического оружия, беспроводную связь и программное обеспечение для просчитывания путей распространения вредных веществ. А хьюстонское метро оснащено так называемой Breathe Safe System, которая позволяет с помощью ультрафиолетового излучения «убивать до 99% некоторых типов бактерий», включая вирус свиного гриппа.

Безопасность российского метро будет зависеть от объема ассигнований и от того, кому поручат заниматься системой защиты. Воровство и некомпетентность в этом вопросе выявится быстро: к сожалению, террористы часто проверяют нас на прочность.