Крах Бакиева вознес Отунбаеву на вершину киргизской власти

Роза Отунбаева, возглавившая временное правительство Киргизии, давно и хорошо известна в Москве. Она получила образование на философском факультете МГУ, работала в Киргизском госуниверситете, а затем перешла на государственную работу – в 1986–1989 гг. она была министром иностранных дел Киргизской ССР. В 1989 г. перешла в МИД СССР, где занималась гуманитарными вопросами, курируя отношения с ЮНЕСКО. В 1990-е гг. она дважды руководила МИДом независимой Киргизии – в 1992 г. и в 1994–1997 гг., в промежутке работала послом в США.

Отунбаева стала одним из лидеров и главным лицом тюльпановой революции 2005 г. и после нее некоторое время снова руководила МИДом. Впрочем, и все ее коллеги по временному правительству также были видными деятелями первого послереволюционного режима, пока их не оттеснил президент Курманбек Бакиев.

Крах Бакиева вознес Отунбаеву на вершину киргизской власти – но только на полгода: председатель временного правительства, решили революционеры, не должен баллотироваться в президенты. Но революционеры заявляют еще и о том, что хотят перейти к парламентской форме правления, так что, возможно, премьерский пост в новой Киргизии будет поважней.

Выбор интеллигентной, знающей языки и не замешанной в чем-либо предосудительном Отунбаевой премьером предопределен ее биографией. С ней готовы общаться и в Москве, и в Вашингтоне, и в Пекине. Очевидно, что пока еще слабо контролирующим обстановку революционным властям прежде всего надо получить поддержку, в первую очередь финансовую, от великих держав. Причем основная нагрузка в финансовом плане, весьма вероятно, ляжет на Россию, куда уже отправился вице-премьер Алмазбек Атамбаев. В прошлом году Россия уже выделила Киргизии около $500 млн, в том числе $150 млн в виде гранта и $300 млн в кредит от Внешэкономбанка. От правительства Отунбаевой в обмен на поддержку Россия, да и другие державы скорее всего будут добиваться скорейшей политической стабилизации и наведения хотя бы минимального порядка в стране. Никому, и в первую очередь самим киргизам, не нужно, чтобы Отунбаева стала новой ширмой для местной оргпреступности, которая после революции 2005 г. сделалась наиболее влиятельной политической силой, покуда власть не консолидировал – и то, как выясняется, не слишком надежно – Бакиев.